Понедельник, 29.04.2024, 10:03
Приветствую Вас, Гость
Вымыть самостоятельно руки для двухлетнего ребенка тоже оказывается не просто«Воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое здание, строит его прочно... Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу» , — писал русский педагог К. Д. Ушинский. Ребенок рождается беспомощным существом и полностью зависит от забот окружающих его взрослых. По мере роста и развития при помощи и под руководством взрослых он учится производить самые разнообразные действия: брать игрушку из рук воспитателей, ходить, перешагивать через препятствия, бегать, рисовать карандашом и кисточкой, действовать молотком, иголкой... Сначала всякое новое действие, выполняемое малышом, очень несовершенно. Делая первые шаги, он с трудом удерживает равновесие, часто падает. День ото дня он ходит все увереннее, устойчивее держится на ногах, а в три года он шагает уже без всякого напряжения, не контролируя отдельных движений, составляющих ходьбу. Это значит, что ребенок овладел навыком ходьбы.

Вымыть самостоятельно руки для двухлетнего ребенка тоже оказывается не просто. На первых порах приходится подумать, с чего начать, как намылить руки, что потереть сначала — ладошки или тыльную сторону — и как бы не забыть смыть пену. Поначалу как неловки его движения, каких усилий стоит ему такое, казалось бы, простое дело! Но вот проходит время, и малыш, ежедневно выполняющий эту процедуру, постепенно запоминает последовательность движений. Они становятся все более ловкими, и одно движение как бы само собой влечет следующее, да и выполняются они быстрее и качественнее. Вырабатывается навык мытья рук. Навыками называют такие действия, которые выполняются при частичной 1 автоматизации элементов, входящих в их состав. Благодаря образованию навыка сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.
При образовании навыка ряд частных движений сливается в одно сложное. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп. Изменяются и приемы контроля за выполнением действия : зрительный заменяется мускульным. Переход от одного движения к другому происходит как бы сам собою, без специального планирования.