Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №181»
654015, г. Новокузнецк, ул. Шункова, 18А, тел. 37-75-16
sadik181@yandex.ru
Принято на заседании педагогического совета протокол от___________ № __________
|
Утверждаю: Заведующий МК ДОУ «Детский сад № 181» __________ О.А. Зеленовская приказ от 01.09.2015г. № 95/5 ____ |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МК ДОУ «Детский сад № 181»
на 2015-2016 учебный год
Новокузнецк
2015
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 181» «Лесная сказка» городаНовокузнецка Кемеровской области (далее – МК ДОУ «Детский сад № 181») разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт).
Программа предоставляет вариативные способы и средства достижения целей и ориентиров, определяемых Стандартом. Является документом, регламентирующим осуществление образовательной деятельности в ДОУ.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Программа ориентирована на методическую поддержку родителей (законных представителей) ребенка, педагогов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста.
Программа определяет содержание психолого-педагогической работы по пяти образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
1.1. 0бщая характеристика ДОУ
Учредителем ДОУ является Комитет образования и наукиадминистрации
г. Новокузнецка.
Тип: дошкольное учреждение
Вид: детский сад
Полное наименование учреждения: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»
Статус учреждения: муниципальное казенное
Юридический адрес: 654015, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул.Шункова 18-А
Телефон: 37-75-16
Е-mail:sadik181@yandex.ru
На территории ДОУ находится двухэтажное здание муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №181» и отдельно стоящее складское помещение.
Общая площадь1084,1м2
Площадь первого этажа составляет 536,8 м2.
Площадь второго этажа составляет 547,1м2.
Увеличение площади второго этажа обусловлено наличием балкона от основного здания с выносом на расстоянии от стены здания в приделах второго этажа с левой стороны 2,53.
Строительно–конструктивный тип – железобетонное здание с несущими железобетонными поперечными и продольными стенами. Фундамент - бетонно – ленточный. Стены наружные наземной части – железо –бетонные панели t= 37см. Перегородки железобетонные, оштукатурены, и обшиты гипсокартонном по алюминиевому профилю, побелены. Перекрытие и покрытие – железобетонные плиты. Лестницы сборные железобетонные площадки и марши. Полы в здании – половая рейка, линолеум, бетонированные, покрытие керамической плиткой. Оконные и дверные блоки деревянные, пластиковые.
Подвал S=400м2 имеет прокладки коммуникаций и устройства узла ввода и узла управления отоплением и водоснабжением, щитовая.
Санитарно- электротехнические устройства: отопление, водопровод, канализация, электроосвещение, радио, телефон, интернет, вентиляция, горячее водоснабжение.
В составе территории ДОУ входят: площадь, занимаемая зданием, групповые участки, спортивная площадка, цветники, огород.
На территории групповых участков имеются 3 теневых навеса. Со стороны группы раннего возраста оборудована пристройка для организации прогулок воспитанников группы при неблагоприятных погодных условиях. Последний навес установлен в 2015 году. Площадки оснащены игровым и спортивнымоборудованием для двигательной деятельности детей; песочницами, клумбами.
На спортивной площадке установлено спортивное оборудование:шведская стенка, щиты для игры в баскетбол. На спортивное оборудование имеются акты испытаний.
Дошкольное образовательное учреждение расположено е на обособленном земельном участке, удаленном от коммунальных и промышленных предприятий, гаражей.
Социальное окружение – дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 139», средняя школа № 50.
Для занятия с детьми в ДОУ имеются следующие помещения:
- Музыкальный зал
- Физкультурный зал
- Изостудия
- Логопедические кабинеты
- Сенсорная комната
Для оздоровления детей в ДОУ имеется медицинский блок:
- Кабинет врача
- Процедурный кабинет
- Изолятор
- Кабинет спелеотерапии (соляная шахта)
- Кабинет массажа
- Кабинет ионотерапии
- Кабинет светолечения
МК ДОУ работает по следующему графику:
День недели |
Режим работы |
Понедельник, вторник, четверг |
7.00 – 24.00 |
Среда, пятница |
7.00-19.00 |
В ДОУ функционирует 5 групп для детей с ограниченными возможностями здоровья: из них 3 группыоздоровительной направленности для тубинфицированныхдетей и 2 группы комбинированной направленности (оздоровительной и компенсирующей) для тубинфицированныхдетей и детейс нарушением речи.
Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В группе раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) оздоровительной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья предельная наполняемость составляет 10 детей. В группах оздоровительной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (от 3 до 5 лет) предельная наполняемость составляет 15 детей. В группах комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 7 лет) предельная наполняемость составляет 10 детей.
На 2015 – 2016 учебный год комплектование групп составляет
№ п/п |
Название групп |
Количество групп |
Количество воспитанников |
Группы компенсирующей направленности |
|||
1 |
Группа раннего возраста(1,5 – 3 года) |
1 |
14 |
2 |
II младшая группа (3 – 4 года) |
1 |
16 |
3 |
Средняя группа(4 – 5 лет) |
1 |
15 |
Группы комбинированной направленности |
|||
4 |
Старшаягруппа(5 – 6 лет) |
1 |
19 |
5 |
Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) |
1 |
21 |
Итого: |
5 |
85 |
Сведения о родителях
Критерии сравнения |
Параметры |
Количество |
Особенности семьи |
Полные |
75 |
Одинокие |
10 |
|
Вдовы/вдовцы |
- |
|
Опекуны |
1 |
|
Многодетные |
- |
|
Жилищные условия |
Имеют собственное жилье |
69 |
Живут с родителями |
10 |
|
Снимают |
6 |
|
Образование |
Высшее |
72 |
Неполное высшее |
7 |
|
Среднее |
28 |
|
Среднее специальное |
53 |
|
Социальный состав |
Интеллигенция |
29 |
Рабочие |
53 |
|
Служащие |
2 |
|
Домохозяйки |
48 |
|
Предприниматели |
5 |
Сведения о педагогических работниках
Информация о составе педагогических кадров:
Воспитательно-образовательный процесс осуществляют 15 педагогов
Заведующий |
1 |
Старший воспитатель |
1 |
Воспитатель |
10 |
Музыкальный руководитель |
1 |
Учитель-логопед |
2 |
По образованию:
Учебный год |
Высшее педагогическое |
Средне- специальное педагогическое |
2014-2015 |
9 человек (60%) |
6 человек (40%) |
2015-2016 |
9 человек (60%) |
6 человек (40%) |
Учебный год |
Высшая |
Первая |
Не имеют категории |
2014-2015 |
3 человека (20%) |
8 человек (53%) |
4 человека (27%) |
2015-2016 |
3 человека (20%) |
8 человек (53%) |
4 человека (27%) |
По квалификационным категориям:
По педагогическому стажу:
Настоящая основная образовательная программаразработана в соответствиис:
- письмом Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Уставом учреждения от 12.03.2015 года
- Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.11г. № 174);
- Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30 августа 2013г. № 1014г. Москва «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- СанПин 2.4.1.3049 – 13
- Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655, рег. № 22303 от 14.11.2011г. Министерства юстиции РФ);
1.2. Цели и задачи программы
Образовательная программа направлена на достижение следующих основных целей – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольника. Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Основными задачами по реализации Программы являются:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- осуществление коррекции речевого развития воспитанников;
- оказание противотуберкулезной помощи, связанной с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, воспитанникам с малыми и затихающими формами туберкулеза, воспитанникам тубинфицированным и с виражом туберкулиновой пробы, воспитанникам из очагов туберкулезной инфекции;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества совзрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает установление партнерских отношений не только с семьями воспитанников, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическоес познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве. Программа строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
1.4. Значимые характеристики для реализации Программы.
Исходя из принципов, лежащих в основе Программы, при организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо ориентироваться на возрастные особенности детей, учитывать возрастную специфику способов их восприятия окружающего мира и поведения.
Программа содержит три основных блока – ранний возраст, младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Внутри блока, посвященного раннему возрасту, выделяется возрастной период от 1,5 до 3 лет, обладающий ярко выраженными специфическими особенностями.
В каждом блоке представлены психолого-педагогическая характеристика возраста, основные формы, методы и способы реализации Программы в данном возрасте, сформулированы задачи образовательной деятельности для каждого возрастного периода, а также приводится описание содержания образовательной деятельности по пяти образовательным областям. В каждой образовательной области выделено несколько сквозных линий в соответствии с ФГОС ДО.