На музыкальных занятиях детям доставляет огромное удовольствие слушать выразительную музыку, участвовать в коллективном пении. Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Но художественный образ, мысли и чувства музыкального произведения только в том случае будут правильно переданы и эмоционально восприняты, если музыкальное произведение прозвучит чисто и правильно, т.е. если песня будет чисто интонирована.
Говоря о чистом интонировании детьми песни, мы имеем в виду прежде всего точное воспроизведение ими звуковысотного рисунка мелодии музыкального произведения. Для Способность различать высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз имеет особое значение в развитии музыкального слуха, т.к. музыкальный слух по самому существу звуковысотный. улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха и вокальных навыков.
Одним из самых доступных приёмов обучения умению различать звуки по высоте является «опредмечивание» - определение высоких звуков, как маленьких, а низких, как больших.
Проигрывая небольшие попевки в высоких и низких регистрах, предлагаем детям угадать - какая кошка мяукает: маленькая или большая и какой у неё голос. При этом можно использовать различные игрушки или рисунки – большие и маленькие петух, кошка, собака и т.д. Педагог поёт звукоподражание высоко или низко, а ребёнок должен правильно указать игрушку и пропеть соответствующие звуки. Дети, подражая голосу взрослого, сами повышают интонацию, что помогает им найти более естественный звук в пении.
На музыкальных занятиях дети поют песенки и упражнения из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной, «Маленькие песенки» Е.Н. Тиличеевой. И если малышей мы подводим к понятию «высоко-низко», то дети старшего возраста самостоятельно определяют высоту и длительность звука, направление мелодии. В качестве пособий используются металлофон, фланелеграф, музыкальная лесенка. Дети также жестом показывают движение мелодии, отдельные звуки. Старшие дошкольники используют дифференцированный жест.
Взаимодействие различных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного) при исследовании музыкального звука позволяет ребёнку создать более полную картину звукового явления, особенности звука. Помимо развития музыкального слуха, в процессе различения и сравнения звуков у детей концентрируется внимание, развивается мышление.
Для того чтобы ребёнок закрепил полученные звуковые впечатления, желательно дома иметь некоторые детские музыкальные инструменты, имеющие звукоряд: металлофон, ксилофон (деревянные пластиночки), свирель, блокфлейту.
На сайте shaltay0boltay: Н.Ветлугина «Музыкальный букварь» Вы можете ознакомиться с содержанием музыкального пособия «Музыкальный букварь», рассмотреть вместе с ребёнком иллюстрации и выполнить некоторые упражнения из 1 (донотного) раздела.