Воскресенье, 28.04.2024, 21:55
Приветствую Вас, Гость
  

Воспитатель рекомендует

Ознакомление
с художественной литературой

Что читать с детьми

Подготовительная группа

Учитель-логопед Лазаренко Светлана  Алексеевна 

С самого раннего детства нас окружают книги. Они становятся неотъемлемой частью нашей жизни. С книгами мы познаём мир, учимся мыслить, сопереживать, восхищаться, находить, под час тонкую, грань между добром и злом, любить. А уж, сколько самых разных книг в наше время на полках магазинов! Как же в этом "книжном море" не утонуть? Выбрать те книги, которые действительно станут нашими друзьями и помощниками в воспитании детей? С этими непростыми вопросами, мы и постараемся сегодня разобраться.

Не смотря на нестабильность в нашем обществе, нравственно-этические нормы поведения никто не отменял. И, пожалуй, каждый из родителей хотел бы видеть своего ребёнка воспитанным, общительным и всесторонне развитым. А как этого достичь? Для начала мы сами должны выполнять те требования, что предъявляем ребёнку. Мы его первые наставники. Малыш воспринимает наше поведение, как единственно правильное, и старается его копировать. "Ворчанием наскучишь, а примером научишь". Но иногда личного примера родителей недостаточно, и вот тут на помощь придут книги.

Литературное слово может оказать более сильное воздействие на ребёнка, нежели привычные советы, а под час и окрики-одёргивания родителей. Возрастные кризисы заставляют малыша проявлять самостоятельность, отстаивать своё мнение и независимость, а с книгами этого делать не нужно.

С какими же вопросами-проблемами нам помогут разобраться книги? Пожалуй, одним из самых важных является понимание ребёнком того, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Заглянем в типовую программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста, посмотрим, что рекомендуют почитать авторы для формирования морально-этических ориентиров у нашего малыша?


6-7 лет

Русский фольклор

Сказки и былины. "Илья Муромец и Соловей-разбойник" (запись А. Гильфердинга, отрывок); "Добрыня и Змей", пересказ Н. Колпаковой; "Белая уточка" (из сборника сказок А.Н. Афанасьева).

Фольклор народов мира

Сказки. "Беляночка и Розочка", нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро (франц.): "Кот в сапогах", пер. Т. Габбе.

Произведения поэтов и писателей России

Проза. С. Алексеев. "Первый ночной таран"; Е. Воробьев. "Обрывок провода". Литературные сказки. П. Ершов. "Конек-Горбунок"; А. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; Н. Носов. "Бобик в гостях у Барбоса".

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки. Х.К. Андерсен. "Гадкий угенок", "Дюймовочка", пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен. "Бемби" (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина; Г. Фаллада. "Истории из Бедокурии" (глава "История про день, когда все шло шиворот-навыворот"), пер. с нем. Л. Цывьяна.


Часто при чтении книги малыш отождествляет себя с одним из героев и, разделяя его радости и переживания, постепенно начинает заботиться о других. Не забывайте после завершения чтения произведения обсудить прочитанное с ребёнком. Задайте вопросы по содержанию текста. Узнайте, что больше всего понравилось или наоборот огорчило кроху. Провоцируйте ребёнка на самостоятельные высказывания-рассуждения. "А если бы ты был на месте главного героя, то, как бы поступил в такой ситуации?"

Учить ребёнка сочувствию, сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации призваны помочь следующие произведения:

6-7 лет

Русский фольклор

Песенки. "Идет матушка-весна...", "Вот пришло и лето красное...", "Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...", "Зима пришла". 
Календарные обрядовые песни. "Коляда, коляда, ты подай пирога...", "Как на Масленой неделе...", "Масленица, Масленица". 
Небылицы. "Вы послушайте, ребята...", "Богат Ермошка". 
Сказки и былины. "Садко" (запись П. Рыбникова, отрывок); "Добрыня и Змей", пересказ Н. Колпаковой; "Снегурочка"; "Семь Симеонов - семь работников", обр. И. Карнауховой; "Чудесное яблочко", обр. Л. Елисеевой.

Фольклор народов мира

Песенки. "Что я видел", "Трое гуляк", пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; "Перчатки", "Кораблик", пер. с англ. С. Маршака. 
Сказки. "Айога", нанайск, обр. Д. Нагишкина; "Каждый свое получил", эстон., обр. М. Булатова; "Голубая птица", туркмен., обр. А Александровой и М. Туберовского; "Мальчик-с-пальчик", пер. Б. Дехтерева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Блок. "Ветер принес издалека" (в сокр.); С. Есенин. "Пороша"; В. Жуковский. "Жаворонок" (в сокр.); М. Лермонтов. "На севере диком"; Н. Некрасов. "Перед дождем" (в сокр.); А. Пушкин. "Зима! Крестьянин, торжествуя..." (из "Евгения Онегина"); Ф. Тютчев. "Весенние воды"; А. Фет. "Уж верба вся пушистая" (отрывок), "Что за вечер..." (в сокр.); С. Черный. "Волшебник". 
Проза. А. Куприн. "Слон"; Д. Мамин-Сибиряк "Медведко"; М. Зощенко. "Великие путешественники"; Ю. Коваль. "Выстрел"; Е. Носов. "Тридцать зерен", "Как ворона на крыше заблудилась"; М. Пришвин. "Курица на столбах". 
Литературные сказки. В. Даль. "Старик-годовик"; П. Ершов. "Конек-Горбунок"; А. Ремизов. "Хлебный голос"; И. Соколов-Микитов. "Соль земли''; К. Ушинский. "Слепая лошадь"; К. Драгунская. "Лекарство от послушности"; К. Паустовский. "Теплый хлеб"; А. Усачев. "Про умную собачку Соню" (главы).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Б. Брехт. "Зимний разговор через форточку", пер. с нем. К Орешина; Л. Станчев. "Осенняя гамма", пер. с болг. И. Токмаковой. 
Литературные сказки. Х.К. Андерсен. "Гадкий угенок", пер. с дат. А Ганзен; М. Мацутани. "Приключения Таро в стране гор" (главы), пер. с япон. Г. Ронской; С. Топелиус. "Три ржаных колоса", пер. со швед. А Любарской.


Каждый из нас совершает ошибки, а уж когда маленький человечек только начинает познавать мир, то уберечь его от ошибок и вовсе невозможно. "На ошибках -учатся". С этим трудно спорить, вот только уроки эти уж очень болезненны бывают. Но без ошибок нет жизненного опыта. Как же эти ошибки сделать менее травмирующими? Как научить ребёнка относиться к своим ошибкам даже с юмором? И на эти вопросы помогут ответить книги:

6-7 лет

Русский фольклор

Игровой фольклор. Прибаутки. "Где кисель - тут и сел...", "Глупый Иван...", "Братцы, братцы!..", "Федул, что губы надул?..", "Сбил, сколотил - вот колесо...", "Ты пирог съел?". 
Небылицы. "Вы послушайте, ребята...", "Богат Ермошка". 
Сказки и былины. "Семь Симеонов - семь работников", обр. И. Карнауховой; "Сынко-Филипко", пересказ Е. Поленовой; "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться", обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Сказки. "Каждый свое получил", эстон., обр. М. Булатова; "Самый красивый наряд на свете", япон,, пер. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. Н. Матвеева. "Путаница"; Э. Мошковская. "Какие бывают подарки", "Хитрые старушки"; Д. Хармс. "Иван Торопышкин". 
Проза. Е. Носов. "Тридцать зерен", "Как ворона на крыше заблудилась"; А. Раскин. "Как папа бросил мяч под автомобиль", "Как папа укрощал собачку". 
Литературные сказки. К. Драгунская. "Лекарство от послушности".

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки. Х.К. Андерсен. "Гадкий угенок", пер. с дат. А Ганзен; А. Линдгрен. "Принцесса, не желавшая играть в куклы", пер. со швед. Е. Соловьевой; Б. Поттер. "Сказка про Джемайму Нырнив-лужу", пер. с англ. И. Токмаковой; Г. Фаллада. "Истории из Бедокурии" (глава "История про день, когда все шло шиворот-навыворот''), пер. с нем. Л. Цывьяна.


"Друг - ценный клад, недругу никто не рад". Сколько мудрости заложено в этой русской пословице. Воспитать ребёнка настоящим другом - задача сложная. Уметь дружить с кем-то, а не против кого-то, уважать себя и в тоже время проявлять отзывчивость, видеть несправедливость отношений - вот далеко неполный перечень вопросов, на которые легче найти ответы с помощью книги. Читая книги, вы высказываете своё мнение о поведении персонажей, подталкивая ребёнка к размышлению, сопоставлению книжных и реальных ситуаций.

6-7 лет

Русский фольклор

Сказки и былины. "Семь Симеонов - семь работников", обр. И. Карнауховой.

Фольклор народов мира

Сказки. "Айога", нанайск, обр. Д. Нагишкина; "Джек, покоритель великанов", валлийск., пер. К Чуковского; из сказок Ш. Перро (франц.): "Мальчик-с-пальчик", пер. Б. Дехтерева, "Кот в сапогах", пер. Т. Габбе.

Произведения поэтов и писателей России

Проза. А. Куприн. "Слон"; М. Зощенко. "Великие путешественники". Литературные сказки. П. Ершов. "Конек-Горбунок"; Н. Носов. "Бобик в гостях у Барбоса"; Г. Скребицкий "Всяк-по-своему".

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки. С. Топелиус. "Три ржаных колоса", пер. со швед. А Любарской; Г. Фаллада. "Истории из Бедокурии", пер. с нем. Л. Цывьяна.


"Береги бровь, глаз цел будет". Как же уберечь малыша в первую очередь от него самого? Исследовательский инстинкт заставляет ребёнка "пробовать" всё на себе, что утюг горячий, стекло острое, лёд скользкий. 
На днях наблюдала, как мама с сыном шли по тротуару. Обочины были покрыты тонкой корочкой льда, и мама настойчиво призывала сына идти по середине дороги. Ребёнок же шёл по краю, приговаривая: "А я не падаю". 
Помочь ребёнку "услышать" предостережения родителей помогут такие произведения:

6-7 лет

Русский фольклор

Сказки. "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться", обр. К. Ушинского.

Произведения поэтов и писателей России

Проза. И. Соколов-Микитов. "Соль земли''; К. Ушинский. "Слепая лошадь"; К. Драгунская. "Лекарство от послушности"; Н. Носов. "Бобик в гостях у Барбоса"; К. Паустовский. "Теплый хлеб"; Г. Скребицкий "Всяк-по-своему".


Вот мы и обозначили некоторые темы, которые нам помогают раскрывать перед нашими детьми книги. Подобрали рекомендуемые программой произведения. Остаётся только их прочитать и разобраться вместе с детьми "Что такое хорошо, а что такое плохо?", "С кем дружить, а с кем погодить", "Почему так важно слушаться родителей". И в завершении хочется заметить, что ни смотря на глобальную компьютеризацию современного общества, книги по-прежнему остаются нашими друзьями и помощниками.