«Один и несколько»

Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.

Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы).

Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня яблоко, а у тебя яблоки.»

Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, стул — стулья, сумка — сумки, пень — пни.

«Ну-ка, зайка, поезжай-ка!»

Цель: расширение лексического запаса, развитие навыков правильного употребления глаголов.

К ребёнку подъезжает на машине зайка и сообщает, что он едет на строительство дома и просит погрузить кубики в кузов машины. После погрузки помашите зайке рукой и скажите: «Поезжай, зайка». Затем приезжают кукла, щенок и другие игрушки. Обыгрываем поездку каждой игрушки и побуждаем ребёнка всех провожать словами: «Поезжай, кукла (щенок, матрёшка и т.д.)!»

«Хвальбишки-хвастунишки»

Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.

«Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов.»

Взрослый: «У меня один апельсин».
Ребёнок: «А у меня много апельсинов».

Взрослый: «У меня только одно яблоко».
Ребёнок: «А у меня много яблок».

Взрослый: «У меня одна машинка».
Ребёнок: «А у меня много машинок».

Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.

«Где стоит матрёшка?»

Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.

На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе.» Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Что напротив чего стоит матрёшка?» и т.д.

«Фантазёры»

Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.

Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: «Если на улице лужи, то…(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)», «Если выпал снег, то…(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), «Если съесть много мороженого, то…»

Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.

«Загадай загадку»

Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.

Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.

Например:

деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).

Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).

Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).