Понедельник, 29.04.2024, 07:53
Приветствую Вас, Гость

Занятие по развитию представлений о мире и о себе

для детей 3-4 лет 

«Дикие и домашние животные»

Воспитатель:  Гурьянова Л.В.

 

Задачи:

  • овладение действием замещения диких и домашних животных, мест их обитания условными обозначениями,
  • учить сравнивать, наблюдать,
  • развивать мышление, речь, воображение,
  • воспитывать любовь к животным

Оборудование:

  • плакаты «Дикие животные», «Домашние животные»,
  • мяч,
  • предметные картинки с изображением диких и домашних животных (мелкие),
  • силуэты домика и дерева,
  • крупные предметные картинки с изображением зайца (белого и серого) и медведя (бурого),
  • игра «Собери картинку»

Предварительная работа:

  • рассказы воспитателя о медведе и о зайце,
  • индивидуальные беседы воспитателя с детьми «Мое домашнее животное»,
  • рассматривание иллюстраций с изображением животных,
  • разучивание пальчиковой игры «Пальчик-мальчик»

Перед занятием воспитатель вывешивает в уголке природы плакаты «Дикие животные», «Домашние животные». Важно, чтобы этот наглядный материал дети не видели до начала занятия.

Ход занятия:

1. Вводная часть:

Дети входят в группу.

Воспитатель обращает внимание детей на уголок природы в группе, в котором перед занятием вывешиваются плакаты «Дикие животные» и «Домашние животные».

- Посмотрите, что новое появилось в уголке природы? (В уголке природы появились новые картинки, на которых нарисованы животные).

- Сегодня мы с вами будем говорить о животных.

2. Основная часть:

- Давайте поиграем.

Игра с мячом «Назови животное».

Дети стоят по кругу, воспитатель в – центре. Воспитатель бросает мяч детям по очереди.  Ребенок, который поймал мяч, называет любое животное (дикое или домашнее). Главное, чтобы названия животных не повторялись. (Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель предлагает ему посмотреть на плакаты в уголке природы).

- Молодцы, ребята, хорошо знаете названия животных. А теперь попробуйте отгадать загадки.

Дети стоят врассыпную, воспитатель загадывает загадки.

Загадки.

1.  Кто в берлогу спать ложится –

     Волк, медведь или лисица?

                                        (Медведь)

Воспитатель показывает предметную картинки с изображением бурого медведя.

- Расскажите, какой медведь? (Косолапый, большой, сильный, бурый).

- Покажите, как ходят медведь. (Дети изображают, как ходят медведи).

- Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу).

2.   Летом серый, а зимой белый.

                                                 (Заяц)

Воспитатель показывает предметную картинку с изображением серого зайца.

- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый).

Воспитатель показывает предметную картинку с изображением белого зайца.

- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, белый).

- Как белая шерсть помогает зайцу зимой? (Белого зайца не видно на снегу).

- Изобразите, как зайчик прыгает? (Дети прыгают.)

- А как он прячется от врагов? (Дети приседают, над головой изображают ушки с помощью рук).

- Что любит заяц? (Кору деревьев, морковь, капусту).

- Чем похожи медведь и заяц? ( У них есть голова, лапы, хвостик, рот, нос, глаза, уши).

- Чем отличаются? (Медведь – большой, а заяц – маленький. Медведь любит малину, мед, рыбу, а заяц – кору деревьев, траву, морковь, капусту. Медведь зимой спит, а заяц нет. Медведь умеет лазать по деревьям, а заяц не умеет).

- Вы хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнем, сядем на стульчики.

Дети и воспитатель садятся на стульчики перед фланелеграфом.

- Поиграем в пальчиковую игру «Пальчик-мальчик».

Пальчиковая гимнастика:

                                                           Пальчики обеих рук – в кулачке.

- Мальчик-пальчик, где ты был?    Показывают большой палей правой руки.

- Долго по лесу ходил!                    Показывают большой палец левой руки.

Встретил я медведя, волка,             Дети соединяют по очереди указательный, средний,

Зайца, ёжика в иголках,                   безымянный палец и мизинец правой руки с большим.

Встретил белочку, синичку,            Дети соединяют по очередиуказательный, средний,

Встретил лося и лисичку.                безымянный палец и мизинец левой руки с большим.

Всем подарки подарил,                    Сжимают и разжимают все пальцы.

Всяк меня благодарил.                     Сжимают и разжимают все пальцы

 

- Где пальчик-мальчик встретил животных? (В лесу).

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф силуэт дерева.

- А где еще могут жить животные? (Дома у человека).

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф силуэт домика.

Игра «Кто, где живет».

Дети по очереди берут маленькие предметные картинки с изображением животных. Называют животное. Картинку прикрепляют на фланелеграф к  силуэту дерева или  домика, в зависимости от места обитания изображенного животного. Важно, чтобы картинок хватило на каждого ребенка, присутствующего на занятии.

- Где же могут жить животные? (В лесу и дома у человека).

Вывод:

-  Животные, которые живут в лесу, называются дикими. Дикие животные находят сами себе корм, они делают себе норы и сами заботятся о своих детенышах.

Животные, за которыми ухаживает человек, называютсядомашними.

- Поднимите руку, у кого из вас есть домашнее животное? (Дети поднимают руки).

- Я приготовила для вас интересную игру, давайте посмотрим.

Дети встают, идут  и  садятся за столы, где разложены разрезные  картинки для игры на каждого ребенка.

Игра «Собери картинку»

Каждый ребенок собирает из частей одну картинку с изображением животного.

- Кто у тебя получился? Это дикое или домашнее животное? ( Если ребенок затрудняется ответить, ему помогают дети или воспитатель).

3.  Итог:

- Каких животные называют дикими? (Животные, которые живут в лесу, сами находят себе корм, сами делают норки, называются дикими).

- Каких животных называют домашними? (Животные, которые живут у человека, за которыми ухаживает человек, называются домашними).