Понедельник, 29.04.2024, 10:09
Приветствую Вас, Гость
 

Воспитатель рекомендует

Ознакомление
с художественной литературой

Читаем и разбираем басни

Подготовительная группа

Учитель-логопед  Лазаренко Светлана  Алексеевна 

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность восхищаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности.

Особое внимание необходимо уделить чтению и обсуждению басен. Воспитатели продолжают знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учат понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращают внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивают чуткость к восприятию образного строя языка басни. Родители как партнеры образовательного учреждения должны иметь не только представление об этом сложном процессе, но и в домашних условиях стремиться продолжать работу, начатую воспитателем.

Сразу хотим отметить, что чтение литературных произведений должно сопровождаться наглядностью, то есть иллюстрациями, отражающими их содержание. Целесообразно познакомить детей и с автором произведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен запомнить фамилию, имя отчество автора, а также иметь представление о его внешнем виде.

Как именно читать и разбирать басню с ребенком, мы узнаем из "мини-путешествия" на занятие воспитателя по ознакомлению с художественное литературой.

Представляем Вам одно из занятий наших воспитателей со старшими дошкольниками.

- Ребята, давайте вспомним, в каких произведениях рассказывается о животных. Назовите их (если дети затрудняются, то воспитатель напоминает им стихи, рассказы, сказки, загадки о животных). Послушайте пословицу: "Трусливому зайке и пенек - волк". О ком так можно сказать?

- Верно, в этой пословице говорится о животных, а подразумеваются люди.

- Так вот и в баснях, коротких поучительных историях, часто говорится о животных, а подразумеваются люди.

- С какой басней вы уже познакомились?

- Вспомните, о чем говорилось в басне "Стрекоза и Муравей". Чему учит эта басня?

- Ребята, а когда, в каких случаях и за что человека или животное хвалят? Что значит слово хвалить? Верно, хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят, это называется лестью. И льстить так же нехорошо, как лгать и обманывать.

- Сегодня мы познакомимся с новыми баснями. Сначала я прочту вам басню, написанную древнегреческим мудрецом Эзопом. Послушайте басню, а потом скажите, кто в этой истории льстит, кому и для чего.

Ворон и лисица

Эзоп

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит:

"Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало".

Не верь врагам - проку не выйдет.

- Кто льстил в этой пословице? Для чего он это делал, как вы думаете?

- Как вы думаете, почему сыр достался Лисице, а не Ворону?

- Какой вам показался в этой истории Ворон? Какими словами можно сказать о нем? (Глупый, легковерный; любит, чтобы его хвалили)

- А что можно сказать о Лисице? Какая она?

- Чему учит эта басня? О чем она говорит людям? (Нельзя верить лести, если ты похвалы не заслуживаешь)

- Правильно ребятки, плохо быть льстецом.

- Эту басню услышал известный баснописец Иван Андреевич Крылов, посмотрите на его портрет. И она ему так понравилась, что он написал ее в стихах.

- Послушайте теперь басню Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица", написанную в стихах.

Ворона и лисица

И.А. Крылов

Уж сколько раз твердили миру, 
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, 
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

* * *

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; 
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать было совсем уж собралась, 
Да призадумалась, а сыр во рту держала. 
На ту беду Лиса близехонько бежала; 
Вдруг сырный дух Лису остановил: 
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. 
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит 
И говорит так сладко, чуть дыша: 
"Голубушка, как хороша! 
Ну что за шейка, что за глазки! 
Рассказывать, так, право, сказки! 
Какие перышки! какой носок! 
И, верно, ангельский быть должен голосок! 
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, 
При красоте такой и петь ты мастерица, - 
Ведь ты б у нас была царь-птица!" 
Вещуньина с похвал вскружилась голова, 
От радости в зобу дыханье сперло, - 
И на приветливы Лисицыны слова 
Ворона каркнула во все воронье горло: 
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

- Дети, вы слушали басню-рассказ Эзопа и басню в стихах Ивана Андреевича Крылова. Какая басня вам понравилась больше и почему?

- Интересные слова использует Иван Андреевич Крылов. Вспомните, какими словами говорится о Лисе: "На ту беду Лиса близехонько бежала"; "плутовка к дереву на цыпочках подходит".

- Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону?

- Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону. Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз.

«Голубушка, как хороша! 
Ну что за шейка, что за глазки! 
Рассказывать, так, право, сказки! 
Какие перышки! какой носок! 
И, верно, ангельский быть должен голосок! 
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, 
При красоте такой и петь ты мастерица, - 
Ведь ты б у нас была царь-птица!»

- Вспомните последние строчки басни: "Ворона каркнула..."

- Как вы понимаете слова "с ним была плутовка такова"?

- О каких людях можно сказать, что они как Ворона или Лисица в басне?

- Чему учит басня "Ворона и Лисица"? Постарайтесь помнить об этом всегда.

Сегодня мы научились правильно работать над басней. Попробуйте так же прочитать и разобрать вместе с ребенком басню И.А. Крылова "Квартет". Не забывайте проводить аналогию с повседневной жизнью.