Понедельник, 29.04.2024, 02:33
Приветствую Вас, Гость
Ознакомление детей подготовительной к школе группы с зимней природой Содержание программы. Выделять характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, устанавливать видимые причинные зависимости между ними; сравнивать зиму с осенью, летом (долгота дня и ночи, погода, вид деревьев, повадки птиц и зверей); подводить к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных от солнечного света и тепла. Дети учатся узнавать деревья по коре и веткам, по форме кроны, отмечать вид деревьев в мороз, при снегопаде и оттепели.

Необходимо продолжить формирование у детей навыков самостоятельного ухода за растениями и животными уголка природы.

Ознакомление с явлениями в неживой природе. Для обогащения представлений о погоде, зимнем небе, снежном покрове следует проводить кратковременные, но систематические наблюдения на ежедневных прогулках. Зимой, когда день очень короток, удобно наблюдать с детьми восход и заход солнца, появление луны и звезд. Во время наблюдения за движением солнца в течение дня с одного и того же места воспитатель обращает внимание на высоту стояния солнца.

Во время снегопада надо обращать внимание детей на вид падающего снега, связывая это с наличием ветра, мороза или оттепели. Хорошо рассмотреть снежинки в лупу, посчитать, сколько у каждой лучей.

В холодный день дети гуляют по снегу и слушают, как он скрипит под ногами. Воспитатель отмечает, что это бывает только в морозную погоду. Этот звук образуется при разрушении твердых снежинок. Нужно, чтобы в такой день дети послушали потрескивание деревьев, тогда для них будет понятным выражение «мороз трескучий».При этом хорошо использовать народные поговорки, пословицы, загадки, например: «Мороз не велик, да стоять не велит», «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Береги нос в большой мороз» и др.

Можно пронаблюдать метель, поставив детей на крытую веранду или у стенки дома. Надо предложить им прислушаться к завыванию ветра. Обратить внимание на то, что он поднимает снег в воздух, кружит, переносит с места на место, наметает из него сугробы. Во время наблюдения метели хорошо прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет». Можно загадать загадку «Не зверь, а воет». Восприятие художественного слова, совпадающее с восприятием действительности, усиливает впечатление.

После метели дети расчищают дорожки.

В теплый зимний день дети занимаются постройками из снега. Воспитатель чертит на слежавшемся снегу клетки, а дети вырезают по ним железными лопатками кирпичи. Если кирпичи полить водой, то из них можно делать прочные постройки. Для украшения построек можно использовать кирпичики из специально замороженной воды в различных формочках. В этих играх дети наблюдают превращение воды в лед, усваивают свойства льда ― гладкий, скользкий.

На основе личного опыта, полученного в. повседневных наблюдениях и играх, дети устанавливают зависимость между свойствами снега и погодой. «Из этого снега лепить нельзя: в мороз он сухой и рассыпается» или «Сегодня тепло, можно катать комья снега и лепить»,― говорят они.

Все наблюдения зимой за явлениями в неживой природе доставляют детям большое удовольствие, вызывают ощущение радости, усиливают их интерес и любовь к природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.

После многочисленных наблюдений в природе нужно провести в конце зимы беседу, использовав для нее художественную литературу и картины.

Беседа о зимних явлениях в неживой природе (примерный конспект занятия)
Программный материал. Уточнить и подытожить знания детей о зимних явлениях в неживой природе (снегопад, мороз, метель; в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, а в оттепель лепится).

Обогащение словаря: сверкает, пушистый, скрипит, снегопад.

Ход занятия.
Вопросы к детям: какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой? Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег? Какую погоду зимой вы больше всего любите? Что вы видели на пальто и шапках во время снегопада?

Затем воспитатель рассказывает о снежинках (переработка «Рассказа о снежинках» М. Ильина и Е. Сегала):
«В снежном облаке высоко над землей собралось много снежинок. Они быстро росли и с каждым часом делались все наряднее и красивее. Все снежинки были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами, другая напоминала цветок с шестью лепестками, а третья сверкала, как драгоценный камешек. Выросли нарядные снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было очень много. Никто не мог бы сосчитать снежинок. Сначала они падали медленно, тихо, ничто им не мешало. Но вот поднялся ветер, и закружились в воздухе снежинки, как в пляске. Ветер мешал им опуститься, но они все же падали и ложились на ветки деревьев. Красивыми стали деревья, запушенные снегом. Некоторые снежинки легли на крыши домов, на землю, а некоторые ― на дорогу, на мостовую. Этим пришлось хуже, чем другим. Когда наступило утро, зашагали люди по дорогам, покатились машины по мостовым. Снежные цветы и звезды таяли под ногами людей и под колесами машин. В городе против снежинок повели настоящую войну: их сгребали лопатами, сметали метлами, убирали машинами.

А те снежинки, которые упали во дворы и на участки, лежали ли они спокойно? Нет. Вышли гулять дети, обрадовались свежему снегу. Они начали делать из него снежки, лепили из звезд и цветов снежных баб.

К вечеру сильнее стал мороз, но дети не испугались. Им было весело слушать, как снег скрипит под ногами. Дети не знали, что это ломаются лучи у снежинок.

Лучше всего было тем снежинкам, которые упали в поле и в лесу. Здесь никто их не тревожил. Было тихо. Разве только зверек пробежит и оставит следы на снегу. В лесу снег не убирают, и его там много нападало. Выросли большие пушистые сугробы. Если пойти без лыж, то провалишься в сугробах до пояса».


После рассказа воспитатель проводит беседу с детьми: «На что были похожи те снежинки, которые вы ловили и рассматривали? (Спросить 3―4 человека.) Куда ложились снежинки? Какой бывает снег, когда его освещает солнце? Помните, в какой сильный мороз мы ходили по снегу, что тогда мы слышали? Какими были деревья в сильный мороз? Какими были деревья в снегопад? Какой бывает снег в сильный мороз? Почему в мороз нельзя из снега лепить? В какую погоду из снега можно лепить? Что мы из снега лепили?»

Как видим, воспитатель опирается на опыт детей. Применен ние художественного рассказа расширяет представление детей о снежинках, помогает им найти образные слова для описания предметов и явлений природы, имеющихся в их чувственном опыте.

Ознакомление с явлениями в живой природе. Зимой, когда лиственные деревья обнажены, нужно направить внимание детей на те их признаки, которые были скрыты летним и осенним нарядом: на общую форму дерева, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры. Дети должны научиться распознавать деревья по перечисленным признакам. Для этого нужно провести экскурсию в, лес (парк или сквер), лучше в то место, на котором они наблюдали осенью листопад, и в то время, когда снег еще неглубок и можно близко подойти к деревьям.

Надо воспитывать бережное отношение к деревьям, объяснять, что в мороз ветки деревьев хрупкие и легко ломаются, после обильного снегопада в присутствии детей осторожно, не ломая веток, стряхивать с них снег.

Экскурсия в лес (парк или сквер): (примерный конспект)
Программный материал. Упражнять детей в различении по внешнему виду (по стволу, веткам, коре) деревьев: дуб, березу, сосну. Дать почувствовать красоту зимнего леса.

Обогащение словаря: шероховатый, корявый.

Подготовка экскурсии. Перед экскурсией нужно предупредить детей, что они пойдут в лес, чтобы посмотреть, какими стали деревья зимой.
Проведение экскурсии. Придя в лес, надо обратить внимание детей на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветки деревьев вырисовываются на фоне неба. Пусть дети прислушаются, как стало тихо в лесу.

Затем подвести детей к дубу и сказать:
— Это дуб, посмотрите, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки. Какого цвета у дуба кора? Потрогайте ее руками. Она не гладкая, шероховатая. Найдите еще дуб.

А теперь кто мне покажет березу? Скажите, как вы ее узнали. Какие у березы ветки? Какого цвета кора? Потрогайте ее. Какая она? Какие еще деревья есть в лесу? Покажите сосну. Какая у нее кора? Как вы узнали, что это сосна? Чем сосна не похожа на березу? Чем береза не похожа на дуб?

После рассмотрения деревьев хорошо провести дидактическую игру «Найди дерево». Воспитатель описывает внешний вид дерева, например: «Толстый ствол, коричневая, шероховатая кора, корявые ветки, на них висят сухие листья». Дети должны отгадать, какое это дерево, подойти и показать его.
На экскурсии, конспект которой приведен, воспитатель путем показа, описания и сравнения особенностей разных деревьев помогает детям выделить наиболее характерные признаки березы, сосны, дуба, обогатить свой словарь.

На следующей экскурсии можно ознакомить детей еще с одним деревом и опять провести игру «Найди дерево». Хорошо поискать на снегу плоды уже известных деревьев, а также шишки ели и сосны.

Для закрепления детских представлений о деревьях зимой хорошо прочитать сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка» о том, как заяц по поручению белки отыскивал зимой деревья. После чтения можно задать детям следующие вопросы: как заяц нашел березу зимой? Как заяц нашел осину зимой? Как заяц нашел дуб зимой? Как заяц нашел липу зимой? Как заяц нашел клен зимой?

Чтобы показать, что деревья зимой живые, но отдыхают, надо провести опыт с оживлением веток (тополь, береза, черемуха, смородина) в помещении.

В конце зимы на одной из экскурсий во время обрезки деревьев надо собрать несколько веток. На ближайшем занятии рассмотреть, зарисовать и сравнить ветки разных деревьев по внешнему виду и окраске, по форме, расположению и запаху почек. Для развития наблюдательности и мышления детям нужно в конце занятия предложить поставить ветки в вазу в уголке природы и проследить, как начнут набухать почки, как раздвинутся на их верхушках чешуйки и покажутся кончики зеленых листьев, как чешуйки опадут, а листья будут расти.

Хорошо показать, как влияют свет и тепло на развитие почек (поставить часть веток одного и того же дерева вблизи окна, другую часть ― подальше от окна), и предложить наблюдать за развитием почек на ветках, в комнате. У детей образуется причинно-следственная связь: тепло, светло ― на ветках из почек появляются листья.

После наблюдения над развитием почек проводится беседа о веткахдеревьев. В процессе беседы надо поставить примерно следующие вопросы: какого дерева эти ветки? (Воспитатель поочередно показывает ветки разных видов деревьев.) Что было на ветках, когда их принесли в комнату? Что произошло с почками? Почему на ветках деревьев, которые растут в саду, нет листьев? Почему в комнате на ветках появились листья?

Кроме того, продолжается наблюдение за ростом и развитием комнатных растений.

Для упражнения в умении выделить и описать части комнатных растений проводится игра «Цветочный магазин».

Дидактическая игра «Цветочный магазин» (план)
Оборудование занятия: несколько комнатных растений ― аспидистра, герань, традесканция и др.

Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня мы будем играть в «цветочный магазин». В магазине у нас много комнатных растений. Желающие могут купить одно из них, но надо так рассказать о нем, чтобы продавец догадался, какое растение вы хотите иметь. Называть и указывать его не надо. Нужно рассказать, какие у растения листья, есть ли на нем цветы, пахнут ли они, Сначала покупателем буду я. Послушайте. Мне нужно растение с широкими и длинными листьями. Они темно-зеленые, гладкие и растут без стебля, прямо из земли. Вот другой пример. Я хочу купить растение, у которого округлые листья с коричневой полоской по краю, цветет оно розовыми цветами и очень душистое. Кто отгадает, тот будет продавцом.

В процессе игры, если покупатель не может описать растение, воспитатель задает ему несколько вопросов: «Какой формы листья? На что похож цветок? Какого он цвета?» И т. д.

Экскурсия в лес (парк) для ознакомления с зимующими птицами. Для наблюдений над птицами проводится во время оттепели специальная экскурсия в лес (парк или сквер). Там дети могут послушать крик ворон, песни большой синицы и стук дятла. Хорошо поискать «кузницу» последнего, понаблюдать за его работой, рассмотреть уроненную им шишку. Можно последить за синицами, которые часто висят на березе вниз головой, кувыркаются и качаются на ветках. Детям объясняют, что птицы ищут в щелях коры жучков и мошек, спрятавшихся туда осенью, и едят их. Если лес (парк) близко, то лучше пойти туда во второй половине дня, чтобы посмотреть, как слетаются вороны на ночлег. Большинство зимующих птиц, которые прилетают к нам на зиму из более северных мест, держатся в лесах, парках и садах. Некоторых птиц можно видеть и на участке детского сада. Так, в поисках корма к жилью прилетают вороны, галки, снегири, синицы и щеглы. Дежурные по уголку природы должны ежедневно, выходя на прогулку, класть корм в кормушку для птиц и наблюдать, какие птицы прилетают, как едят.

Для закрепления и уточнения представлений нужно провести занятие с рассказами детей об их наблюдениях над птицами.

Воспитание трудовых навыков. В течение всей зимы дети под наблюдением воспитателя по очереди дежурят в уголке природы. Они поливают растения, рыхлят землю, моют листья. Интерес к уходу за растениями повышается по мере овладения умениями и навыками, которые обеспечивают самостоятельность труда и хорошее состояние объектов уголка природы. Некоторым детям можно поручить самостоятельное выращивание лука, овса, корнеплодов в уголке природы для подкормки птиц зимой.

Особо интересующимся нужно давать индивидуальные поручения по выращиванию земляники, по выгонке цветов у луковичных растений,
Наблюдая за комнатными растениями, дети должны отмечать появление новых листьев, цветочной стрелки и бутонов, развертывание цветков. Поворачивая цветочные горшки или ящики разными сторонами к окну, можно обратить внимание на то, что растения всегда тянутся к свету. Этот опыт показывает зависимость растений от света.

Дежурные по уголку природы ухаживают и за животными: кормят их, доливают аквариумы, чистят клетки.

Нужно, чтобы повседневный труд детей в уголке природы и на участке сочетался с наблюдениями, в результате которых выяснялось бы, какой корм любит та или другая птица, как его поедает. В конце зимы можно пронаблюдать за голубями: сколько они откладывают яиц? Какие вылупляются птенцы? Как их выкармливают родители?

В сельской местности рекомендуется провести наблюдение за домашними птицами, организовать экскурсию на птицеферму.
Календарь природы. Дежурные отмечают в календаре природы погоду: солнечно, пасмурно, снегопад, метель, оттепель.

Воспитатель привлекает внимание детей к наступлению следующих явлений: замерзание пруда (реки), установление снежного покрова, метель, вид деревьев в разную погоду, повадки птиц в мороз, оттепель, начало капели, появление сосулек.

Некоторые явления дети зарисовывают в календарь природы. В конце зимы по этим рисункам проводят беседу.