Понедельник, 29.04.2024, 10:51
Приветствую Вас, Гость

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому для стимулирования речевого развития детей важно тренировать движения пальцев рук.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

При выполнении пальчиковой гимнастики нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Тренировку пальцев рук начинают с массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и проглаживание ежедневно в течение 2—3 минут. Например:

Веер

Ладони перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставлять и прижимать пальцы друг к другу (открываем и закрываем веер). Затем помахать кистями на себя и от себя 6—8 раз.

Зайка

Средний и указательный пальцы выпрямлены («ушки подняты»). Большой, безымянный и мизинец соединены («зайка шевелит ушками»)] развести пальцы в стороны, соединить, сгибать и разгибать пальцы одновременно и поочередно.

Павлин

2—4 пальца левой руки присоединить к большому. Ладонь правой руки с растопыренными пальцами приставить к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединять и расставлять пальцы («павлин раскрывает и сворачивает хвост»).

Бабочка

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения сначала одной, потом другой рукой («крылья бабочки»).

Одним из способов выполнения пальчиковой гимнастики является «рассказывание» стихов с помощью пальцев рук и самих рук. Этот способ неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики рук, координации движений, воображения, образности мышления.