В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса - развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек, она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6-7-летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребенка возникает новая потребность узнать неявную, скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков.
Кирилл пришел из детского сада грустный. На вопросы: "Что болит?", "Кто обидел?" ответил неопределенной гримасой и ушел в свою комнату. Потрогал несколько игрушек, взял в руки коробку с пластилином и вдруг, резко ударив ею по столу, тихо, но отчетливо произнес: "Нет, так больше нельзя! Все игрушки да игрушки, пластилин да пластилин... Скучно!"
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового уровня отношений. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.
Вернувшись 1 сентября из школы, Даша гордо произнесла: "Наконец-то я стала человеком!" На бабушкин вопрос: "А до этого, что же, человеком не была?" ответила гримасой, выражающей величайшее презрение ко всей прежней жизни.
Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Прежде всего, школа привлекает многих детей внешними атрибутами - портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг и восхищение, теперь вызывают у них лишь скептическое удивление.
Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.
Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.
Попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям - как можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять арифметические действия - заканчиваются неудачей именно потому, что еще не закончился кризис конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками с буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают книжки, но только картинки в азбуках для маленьких, быстро устают и бегут играть. А попытки взрослых заставить малышей учиться ведут к упрямству и капризам.
Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности. И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6-7 лет (моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению) будет способствовать тому, что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты.
Для успешной учебы ребенок должен не только понимать, чему и для чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учебе. В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения сферы интересов ребенка.
Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых - воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые папы и мамы... Ребенок учится, "как себя вести" в каждой ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребенка, утрачивается детская непосредственность. Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а именно возможность оценить будущий поступок. Ребенок размышляет, прежде чем что-то сделать.
В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний или "логика чувств". Иными словами, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи. Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.
Если вы заметите, что ребенок охладел к играм и забавам, предложите ему книги, тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать свое поведение. Ребенок вновь обретет желание подчиняться взрослым, слушаться их, но теперь в новой ситуации - в учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом будет тот человек, который поможет малышу войти в мир знаний.