Если ребенок не выполняет указаний, оставляет их без внимания, не проявляет даже попыток противостоять своей прежней привычке, он заслуживает порицания. Дети обычно очень чутко реагируют на изменение отношения старших и стараются вернуть их расположение, заслужить одобрение. Когда это не помогает, в исключительных случаях, приходится прибегать к наказанию. Но надо всегда помнить, что увлечение наказаниями отдаляет ребенка от родителей, порождает у него чувство отчужденности, жестокость. Запуганный наказаниями, малыш нередко продолжает делать недозволенное тайно. Ребенок нервничает, раздражается, а это в свою очередь благоприятная почва для образования нежелательных привычек. Опираясь на то положительное, что уже воспитано у ребенка, на его любовь и привязанность к воспитателю, родным и близким, стремление пользоваться их расположением, можно достичь гораздо большего в воспитании навыков и привычек, чем с помощью даже самых разумных наказаний.
Коля играет, сидя на коленях. Воспитатель стремится отучить его от вредной привычки. Но он не обращает внимания ни на замечания педагога, ни на бабушкины просьбы. Строит ли Коля гараж из песка на участке, прячется ли за кустиком от водящего, играя в прятки, или возит вагончики по железной дороге — все это он делает, опустившись на колени. Однажды в сырую погоду, когда Коля особенно сильно испачкал свои брюки, воспитатель, указав на результат его непослушания, попросила няню постирать их. И вот Коле оказалось не в чем идти на вторую прогулку. В этот день как раз была намечена экскурсия в парк. Но брюки не высохли, и пришлось Коле остаться в группе с няней. По возвращении дети делились впечатлениями о катании на каруселях, на качелях, и это, безусловно, произвело большое впечатление на мальчика. Уже на следующий день воспитатель с удовольствием заметила, что Коля, став на колени, тут же поднимается, отряхивает брюки. Ежедневно в конце дня стали отмечать состояние одежды каждого ребенка и одобрительно отзываться о том, что и у Коли теперь брюки чистые. По отношению к маленьким детям, до двух лет, вообще нецелесообразно прибегать к наказаниям. Ведь само-то непослушание малыша вызывается не столько нежеланием, сколько незнанием, как надо поступить в том или ином случае, неумением оценить, «что такое хорошо или что такое плохо», слабым развитием произвольного поведения, его импульсивностью, непосредственностью.
Часто взрослые пожинают плоды своих упущений в воспитании ребенка, когда он становится школьником: в ранце «жеваные» тетради, возвращается из школы с перемазанными чернилами руками и одеждой, в классе вертится за партой, плохо выполняет обязанности дежурного. Поэтому очень важно своевременно воспитывать у детей полезные и доступные навыки и привычки.