Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему Предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки. Нравственное поведение — поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в том возрасте, о котором идет речь, ребенок, еще не способный к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе. Десятимесячный карапуз уцепился за дедушкин нос и теребит его. «Ну и силач!» —умиляется дедушка, едва сдерживаясь от боли. Через год тот же малыш топает ножкой, требуя дедушкины очки. «Такой любознательный!» — уже с меньшим умилением, но с гордостью заявляет дедушка. А еще через 5 минут ребенок бросается на дедушку с кулачками. «Своенравный бесенок!» — теперь уже возмущается дед.
Марина бежит навстречу воспитателю с куклой в руках. Поскользнулась, упала, выронила куклу. Поднялась в нерешительности, готова заплакать, то ли от обиды, то ли от боли. «А Катя-то как сильно ушиблась, — сокрушенно говорит воспитатель, поднимая куклу и рассматривая ее. — Пожалей Катю». Девочка сочувственно гладит куклу и замечает трещинку на ее руке. «Надо сделать перевязку», — предлагает воспитатель. За лечением куклы девочка, исполненная сочувствия к ней, забывает о собственной боли. Безусловно, нет никакой фатальной предопределенности дальнейшего поведения малыша,поднявшего руку на дедушку. Еще, как говорится, все впереди. Но в лучшем случае что-то уже надо преодолевать, что-то осело в ребенке и пустило корни, хоть еще и неглубокие. Малыш уже привык, что ему все дозволено.
А встретив возражение, пускает в ход кулачки. Если отношение взрослых к нему не изменится — это и есть худший вариант, — вырастет злой, жестокий мальчик, а потом и мужчина. Что же касается Марины, то привычка к сочувствию, к сопереживанию, которую прививает воспитатель, — начало доброты, благожелательного отношения к окружающим. Мать со слезами призналась воспитателю своего сына, теперь уже взрослого, как тяжело ей ощущать его черствость по отношению к ней и бездушное отношение к преданной ему женщине. И вот перед глазами педагога всплыла картина дней, давно минувших, когда Коля посещал ее группу. Мальчик взял одну из лучших кукол за ноги и на глазах у изумленных детей ударил ее об пол. Мать, поставленная об этом в известность, увидела в происшествии только одну материальную сторону дела и поспешила возместить убыток, причиненный мальчиком. Но возместила ли она тем самым потери в воспитании сына?