Содержание программы. Выделять характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, устанавливать видимые причинные зависимости между ними; сравнивать зиму с осенью, летом (долгота дня и ночи, погода, вид деревьев, повадки птиц и зверей); подводить к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных от солнечного света и тепла. Дети учатся узнавать деревья по коре и веткам, по форме кроны, отмечать вид деревьев в мороз, при снегопаде и оттепели. Необходимо продолжить формирование у детей навыков самостоятельного ухода за растениями и животными уголка природы. Ознакомление с явлениями в неживой природе. Для обогащения представлений о погоде, зимнем небе, снежном покрове следует проводить кратковременные, но систематические наблюдения на ежедневных прогулках. Зимой, когда день очень короток, удобно наблюдать с детьми восход и заход солнца, появление луны и звезд. Во время наблюдения за движением солнца в течение дня с одного и того же места воспитатель обращает внимание на высоту стояния солнца. Во время снегопада надо обращать внимание детей на вид падающего снега, связывая это с наличием ветра, мороза или оттепели. Хорошо рассмотреть снежинки в лупу, посчитать, сколько у каждой лучей. В холодный день дети гуляют по снегу и слушают, как он скрипит под ногами. Воспитатель отмечает, что это бывает только в морозную погоду. Этот звук образуется при разрушении твердых снежинок. Нужно, чтобы в такой день дети послушали потрескивание деревьев, тогда для них будет понятным выражение «мороз трескучий».При этом хорошо использовать народные поговорки, пословицы, загадки, например: «Мороз не велик, да стоять не велит», «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Береги нос в большой мороз» и др. Можно пронаблюдать метель, поставив детей на крытую веранду или у стенки дома. Надо предложить им прислушаться к завыванию ветра. Обратить внимание на то, что он поднимает снег в воздух, кружит, переносит с места на место, наметает из него сугробы. Во время наблюдения метели хорошо прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет». Можно загадать загадку «Не зверь, а воет». Восприятие художественного слова, совпадающее с восприятием действительности, усиливает впечатление. После метели дети расчищают дорожки. В теплый зимний день дети занимаются постройками из снега. Воспитатель чертит на слежавшемся снегу клетки, а дети вырезают по ним железными лопатками кирпичи. Если кирпичи полить водой, то из них можно делать прочные постройки. Для украшения построек можно использовать кирпичики из специально замороженной воды в различных формочках. В этих играх дети наблюдают превращение воды в лед, усваивают свойства льда ― гладкий, скользкий. На основе личного опыта, полученного в. повседневных наблюдениях и играх, дети устанавливают зависимость между свойствами снега и погодой. «Из этого снега лепить нельзя: в мороз он сухой и рассыпается» или «Сегодня тепло, можно катать комья снега и лепить»,― говорят они. Все наблюдения зимой за явлениями в неживой природе доставляют детям большое удовольствие, вызывают ощущение радости, усиливают их интерес и любовь к природе, способствуют воспитанию эстетических чувств. После многочисленных наблюдений в природе нужно провести в конце зимы беседу, использовав для нее художественную литературу и картины. Беседа о зимних явлениях в неживой природе (примерный конспект занятия) Программный материал. Уточнить и подытожить знания детей о зимних явлениях в неживой природе (снегопад, мороз, метель; в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, а в оттепель лепится). Обогащение словаря: сверкает, пушистый, скрипит, снегопад. Ход занятия. Вопросы к детям: какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой? Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег? Какую погоду зимой вы больше всего любите? Что вы видели на пальто и шапках во время снегопада? Затем воспитатель рассказывает о снежинках : «В снежном облаке высоко над землей собралось много снежинок. Они быстро росли и с каждым часом делались все наряднее и красивее. Все снежинки были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами, другая напоминала цветок с шестью лепестками, а третья сверкала, как драгоценный камешек. Выросли нарядные снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было очень много. Никто не мог бы сосчитать снежинок. Сначала они падали медленно, тихо, ничто им не мешало. Но вот поднялся ветер, и закружились в воздухе снежинки, как в пляске. Ветер мешал им опуститься, но они все же падали и ложились на ветки деревьев. Красивыми стали деревья, запушенные снегом. Некоторые снежинки легли на крыши домов, на землю, а некоторые ― на дорогу, на мостовую. Этим пришлось хуже, чем другим. Когда наступило утро, зашагали люди по дорогам, покатились машины по мостовым. Снежные цветы и звезды таяли под ногами людей и под колесами машин. В городе против снежинок повели настоящую войну: их сгребали лопатами, сметали метлами, убирали машинами. А те снежинки, которые упали во дворы и на участки, лежали ли они спокойно? Нет. Вышли гулять дети, обрадовались свежему снегу. Они начали делать из него снежки, лепили из звезд и цветов снежных баб. К вечеру сильнее стал мороз, но дети не испугались. Им было весело слушать, как снег скрипит под ногами. Дети не знали, что это ломаются лучи у снежинок. Лучше всего было тем снежинкам, которые упали в поле и в лесу. Здесь никто их не тревожил. Было тихо. Разве только зверек пробежит и оставит следы на снегу. В лесу снег не убирают, и его там много нападало. Выросли большие пушистые сугробы. Если пойти без лыж, то провалишься в сугробах до пояса». После рассказа воспитатель проводит беседу с детьми: «На что были похожи те снежинки, которые вы ловили и рассматривали? (Спросить 3―4 человека.) Куда ложились снежинки? Какой бывает снег, когда его освещает солнце? Помните, в какой сильный мороз мы ходили по снегу, что тогда мы слышали? Какими были деревья в сильный мороз? Какими были деревья в снегопад? Какой бывает снег в сильный мороз? Почему в мороз нельзя из снега лепить? В какую погоду из снега можно лепить? Что мы из снега лепили?» Как видим, воспитатель опирается на опыт детей. Применен ние художественного рассказа расширяет представление детей о снежинках, помогает им найти образные слова для описания предметов и явлений природы, имеющихся в их чувственном опыте. Ознакомление с явлениями в живой природе. Зимой, когда лиственные деревья обнажены, нужно направить внимание детей на те их признаки, которые были скрыты летним и осенним нарядом: на общую форму дерева, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры. Дети должны научиться распознавать деревья по перечисленным признакам. Для этого нужно провести экскурсию в, лес (парк или сквер), лучше в то место, на котором они наблюдали осенью листопад, и в то время, когда снег еще неглубок и можно близко подойти к деревьям. Надо воспитывать бережное отношение к деревьям, объяснять, что в мороз ветки деревьев хрупкие и легко ломаются, после обильного снегопада в присутствии детей осторожно, не ломая веток, стряхивать с них снег. |