Музыкальный руководитель советует. Пойте детям перед
сном.
Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции,
мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека
люди почувствовали и осознали с древних времен.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. В каждую историческую эпоху
в музыке отражается определенный круг образов, интонаций, принятых народом.
Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытания
временем и доходят до потомков. «Музыка-однодневка» существовала всегда. Ее
развлекательное предназначение не оспаривается, но воспитывать в человеке
основы общей и музыкальной культуры можно только на признанных человечеством,
народной и классической музыке.
Таким эталоном музыкальной культуры является жанр колыбельных песен.
«Баю-баюшки-баю, баю милую свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая
свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он
успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она
воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного,
самого дорогого существа – матери.
Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения
матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении.
Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора.
Можно сказать, что народная педагогика берет начало в колыбельной песне. Через
колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке.
Мелодия – то душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые
музыкальные впечатления человека.
Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих предметах,
о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений,
они учат добру.
Но самое важное в колыбельной песне – это материнская нежность, любовь, которая
дает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему
помогут, его не бросят.
Сходство колыбельных разных эпох, стилей и народностей – это спокойный темп,
негромкое звучание, небольшой диапазон мелодии, множество повторяющихся оборотов.
Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Пение продолжается до тех
пор, пока ребенок не уснет.
Народные колыбельные существуют с древности. Позже, на основе народных,
возникали авторские колыбельные.
Колыбельные представлены в детских мультфильмах, кинофильмах, телевизионных
передачах, радиопостановках и спектаклях:
Колыбельная Медведицы из м/ф «Умка», из т/п «Спокойной ночи, малыши»,
колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада», из к/ф «Про красную Шапочку».
«Мама», из м/ф «Про Сверчка», «Огуречик» и т.д.
Прекрасно, если привычка постоянного общения с матерью сохраняется в семье и
тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне
присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом
главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для
отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за
день.
Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека
и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в
моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит
в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет
знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым
так приятно общаться и просто положить голову на плечо.
Музыкальный руководитель : Глушкова Ирина Николаевна.