В первую очередь гречневую и овсяную, питательная ценность которых значительно выше. Можно использовать муку из указанных круп или готовые сухие молочные каши. Для улучшения пищевой ценности каш их следует готовить с добавлением некоторых овощей (морковь, тыква), яблок или сухих фруктов (курага, чернослив, изюм). Такие «розовые» каши рекомендуется включать в детских дошкольных учреждениях в рационы питания детям любого возраста. С 7-месячного возраста ребенку дают блюда из мяса (начала в виде вареной, дважды провернутой через мясорубку говядины, а затем можно вводить телятину, мясо кур, кролика, нежирной свинины, конины. При отсутствии аллергических реакций дети в этом же возрасте могут получать мясной бульон, но в небольших количествах (20— 30 мл). Мясной бульон не представляет большой пищевой ценности, а является только сокогонным средством, возбуждающим аппетит, поэтому он полезен детям со сниженным аппетитом. Им можно давать бульон и в более ранние сроки. В 9—9,5 месяцев ребенок получает рыбное пюре из нежирных сортов рыбы, которое дается не чаще 1—2 раз в неделю. С этого же возраста в обед малышу начинают давать салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на мелкой терке или пропущенных через мясорубку. Для салатов используют морковь, капусту, помидоры, яблоки, добавляя в них мелко нарезанную зелень (укроп, петрушка, зеленый лук, салат). Заправляются салаты растительным маслом, лимонным соком. Сначала салат дают в небольшом количестве (1 чайную ложку), а к 1 году жизни ребенка объем увеличивают до 1—1,5 столовых ложек. Назначая питание детям первого года жизни, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его физическое развитие, физическую активность, аппетит, характер стула, наличие аллергических проявлений и др. В первой группе детей раннего возраста не реже одного раза в месяц, а при необходимости и чаще проводят расчеты питания по фактически полученной ребенком пище, определяя количество белков, жиров, углеводов, калорий на 1 кг массы тела ребенка. При необходимости вносят соответствующую коррекцию в рацион питания ребенка. Для этого в группе ведутся индивидуальные листы учета питания, в которые врач записывает назначенные ребенку блюда, их количество, а воспитатель вносит данные о фактически полученном ребенком количестве пищи. В этих листах фиксируется наличие срыгиваний, рвоты, характер стула. Вести листы учета, систематически проводить расчеты и коррекцию питания необходимо для детей раннего возраста, а также ослабленных, страдающих пониженным аппетитом, дающих недостаточные прибавки массы тела, часто болеющих. Расчеты питания таким детям проводятся с учетом того питания, которое ребенок получает дома. В беседах с матерью воспитатель выясняет, что ребенок ест дома. Вы-считывается питание по фактически съеденной ребенком пище на долженствующую массу тела, определяемую с помощью таблицы прибавок массы тела и роста ребенка на первом году жизни. |