Занятие по развитию речи «Грибы, ягоды» (для детей 4-5 лет.)Воспитатель: Нуриева Ф.А. Цель: учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям; учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину(большой- маленький), учить образовывать существительные с помощью суффиксов. Закрепить представление о понятиях «грибы», «ягоды»; закрепить произношение звуков «д», «дь». Материал: корзинки на каждого ребёнка, муляжи грибов и ягод, магнитофон, колокольчик, стульчики «машина». Ход занятия: Воспитатель обращается к детям: -Сегодня на занятие я принесла для вас корзинки. Посмотрите, сколько корзинок у меня?(Две.) Какие они?(Большие…) Как вы думаете, зачем нужны корзинки?(Чтобы ходить с ними в лес…) Что можно в них положить?(Грибы, ягоды, шишки, листики…) Посмотрите, из чего они сделаны?(Из веток, проволоки, бересты…) Воспитатель побуждает детей рассмотреть корзинки и ответить на вопросы, внимательно выслушивать ответы других детей. -С этими корзинками мы с вами отправимся в лес по грибы и ягоды. В одну корзинку мы будем собирать грибы, в другую - ягоды. Кто из вас был в лесу? До леса далеко. На чём мы поедем?(Дети выбирают любой вид транспорта - например, машину.) Дети строятся друг за другом или строят из стульчиков «машину» - и в путь!(Можно использовать крупный строитель или модули.) -Машина отправляется, звенит колокольчик: динь-динь-динь… -Как звенит колокольчик?(дети повторяют: динь-динь-динь.) -Машина едет и гудит: ду-ду-ду. Как гудит машина?(дети повторяют.) Дети двигаются по всей группе друг за другом, произнося: ду-ду-ду…Звучит музыкальное сопровождение. -Ну, вот мы и приехали в лес!(Включается грамзапись «Звуки леса».) -Ребята, возьмём с собой корзинку для грибов и корзинку для ягод. Воспитатель читает стихотворение: Ах, грибки, грибочки! Вы не спрячетесь за кочкой. Вот ребята в лес пойдут, вас в корзинки соберут. Эй, грибочек, грибок, масляный бок, белая ножка! Прыгай в лукошко! -В лесу много разных грибов, какие грибы вы знаете?(Мухомор, опёнок, лисичка, поганка, рыжик….) Воспитатель показывает детям муляжи грибов или выкладывает картинки на фланелеграфе. -Растёт под осиной гриб-….(Подосиновик.) -Посмотрите, какая у него шляпка? (Красная.) -Какая ножка? (Белая.) Длинная или короткая? (Длинная.) -Растёт под берёзой гриб-…(Подберёзовик.) -Какая ножка у подберёзовика? (Серая.) -Какая шляпка? (Коричневая.) -Гриб с масляным бочком-…(Маслёнок.) -Какой он? (Маленький.) -Какая у него шляпка? (Липкая, как будто полита маслом.) -Гриб жёлтенький, как шубка у лисы-…(Лисичка.) -Какого цвета этот гриб? (Жёлтенький.) -Какая у него шляпка? (Жёлтая.) -Гриб, как солнышко, рыженький-…(Рыжик.) -Как называется такой цвет? (Оранжевый.) -А какой гриб самый главный в лесу? (Белый гриб.) -Какой он? Какого цвета? (Он большой, шляпка у него коричневая, ножка белая.) Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель называет гриб, а затем произносит его название вместе с детьми. Молодцы! А сейчас немного отдохнём. Физминутка. Мы по лесу ходим, Мы наклонимся, сорвём, Грибочки находим. И в корзинку их кладём. (Дети имитируют движения поиска и сбора грибов.) -Молодцы! Много грибов собрали. Кладите их в корзинку. Ребята, в лесу много грибов. - А все ли грибы можно собирать? (Нет не все, только съедобные.) -Какие грибы нельзя собирать?(Ядовитые.) Воспитатель загадывает загадки: Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как петрушка, Ядовитый ….(Мухомор.) Посмотрите-ка, ребята, Тут лисички, там опята. Ну, а это на полянке Ядовитые ….(Поганки.)
|