Воспитатель рекомендуетОзнакомление |
Особое внимание необходимо уделить чтению и обсуждению басен. Воспитатели продолжают знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учат понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращают внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивают чуткость к восприятию образного строя языка басни. Родители как партнеры образовательного учреждения должны иметь не только представление об этом сложном процессе, но и в домашних условиях стремиться продолжать работу, начатую воспитателем. Сразу хотим отметить, что чтение литературных произведений должно сопровождаться наглядностью, то есть иллюстрациями, отражающими их содержание. Целесообразно познакомить детей и с автором произведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен запомнить фамилию, имя отчество автора, а также иметь представление о его внешнем виде. Как именно читать и разбирать басню с ребенком, мы узнаем из "мини-путешествия" на занятие воспитателя по ознакомлению с художественное литературой. Представляем Вам одно из занятий наших воспитателей со старшими дошкольниками. - Ребята, давайте вспомним, в каких произведениях рассказывается о животных. Назовите их (если дети затрудняются, то воспитатель напоминает им стихи, рассказы, сказки, загадки о животных). Послушайте пословицу: "Трусливому зайке и пенек - волк". О ком так можно сказать? - Верно, в этой пословице говорится о животных, а подразумеваются люди. - Так вот и в баснях, коротких поучительных историях, часто говорится о животных, а подразумеваются люди. - С какой басней вы уже познакомились? - Вспомните, о чем говорилось в басне "Стрекоза и Муравей". Чему учит эта басня? - Ребята, а когда, в каких случаях и за что человека или животное хвалят? Что значит слово хвалить? Верно, хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят, это называется лестью. И льстить так же нехорошо, как лгать и обманывать. - Сегодня мы познакомимся с новыми баснями. Сначала я прочту вам басню, написанную древнегреческим мудрецом Эзопом. Послушайте басню, а потом скажите, кто в этой истории льстит, кому и для чего. Ворон и лисица Эзоп Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало". Не верь врагам - проку не выйдет. - Кто льстил в этой пословице? Для чего он это делал, как вы думаете? - Как вы думаете, почему сыр достался Лисице, а не Ворону? - Какой вам показался в этой истории Ворон? Какими словами можно сказать о нем? (Глупый, легковерный; любит, чтобы его хвалили) - А что можно сказать о Лисице? Какая она? - Чему учит эта басня? О чем она говорит людям? (Нельзя верить лести, если ты похвалы не заслуживаешь) - Правильно ребятки, плохо быть льстецом. - Эту басню услышал известный баснописец Иван Андреевич Крылов, посмотрите на его портрет. И она ему так понравилась, что он написал ее в стихах. - Послушайте теперь басню Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица", написанную в стихах.
- Дети, вы слушали басню-рассказ Эзопа и басню в стихах Ивана Андреевича Крылова. Какая басня вам понравилась больше и почему? - Интересные слова использует Иван Андреевич Крылов. Вспомните, какими словами говорится о Лисе: "На ту беду Лиса близехонько бежала"; "плутовка к дереву на цыпочках подходит". - Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону? - Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону. Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз. «Голубушка, как хороша! - Вспомните последние строчки басни: "Ворона каркнула..." - Как вы понимаете слова "с ним была плутовка такова"? - О каких людях можно сказать, что они как Ворона или Лисица в басне? - Чему учит басня "Ворона и Лисица"? Постарайтесь помнить об этом всегда. Сегодня мы научились правильно работать над басней. Попробуйте так же прочитать и разобрать вместе с ребенком басню И.А. Крылова "Квартет". Не забывайте проводить аналогию с повседневной жизнью. |