Воскресенье, 24.11.2024, 18:53
Приветствую Вас, Гость


Презентация с методическим сопровождением "Сказка о Веселых Язычках”.

Лазаренко С.А., учитель-логопед.

Сказка о Веселых Язычках


  • Самым распространенным недостатком в речевом развитии детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка к 5 годам. Однако, статистика показывает, что лишь половина дошкольников к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

        

    Причинами нарушения звукопроизношения могут быть:

    1.  Дефекты строения артикуляционного аппарата.

    2.  Недостаточная сформированность артикуляционных движений.

    1. Недостатки в развитии фонематического слуха.

    Недостатки звукопроизношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Поэтому необходимо как можно раньше начать работу по устранению имеющихся речевых нарушений. Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику проводят как специалисты, так и родители ребенка.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. А чтобы этот процесс не наскучил малышу, нужен творческий подход и разнообразие со стороны взрослого. Мы предлагаем вам перед началом проведения артикуляционной гимнастики посмотреть "Сказку о веселых язычках", которая поможет превратить сложный процесс в игру и увлекательное путешествие.

    Комплекс упражнений для звуков С,Сь, З,Зь, Ц.

    Покусать язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

    Наказать непослушный язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и "пошлепать” его губами, произнося "пя-пя-пя”. (Чередовать упражнения №1 и №2)

    "Лопаточка”

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Загнать мяч в ворота.

    "Вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

    Почистить зубки.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить” нижние зубы с внутренней стороны.

    "Катушка”.

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык "выкатывать” вперед и убирать вглубь рта.

    Комплекс упражнений для звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

    Наказать непослушный язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и "пошлепать” его губами, произнося "пя-пя-пя”.

    "Лопаточка”

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Маляр.

    Улыбнуться, открыть рот и "покрасить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

    Чашечка.

    Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

    Вкусное варенье.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизывать верхнюю губу сверху вниз.

    Фокус.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на кончик носа, на котором лежит кусочек ватки. Сдувать ватку с кончика носа.

    Грибок.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута ("ножка грибка”). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

    Гармошка.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута. Открывать и закрывать рот, как будто растягивать меха гармошки.

    Комплекс упражнений для звуков Л, Ль.

    Наказать непослушный язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и "пошлепать” его губами, произнося "пя-пя-пя”.

    Вкусное варенье.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизывать верхнюю губу сверху вниз.

    Индюк.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

     

    Качели.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка за нижние зубы, а затем широкий кончик языка за верхние зубы. Поочередно менять положение языка.

    Лошадка.

    Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.

     

    Пароход гудит.

    Улыбнуться, открыть рот и с напряжением произносить долгое "ы-ы-ы..."

    Комплекс упражнений для звуков Р, Рь.

    Наказать непослушный язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и "пошлепать” его губами, произнося "пя-пя-пя”.

    Почистить зубки.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить” нижние зубы с внутренней стороны.

    Маляр.

    Улыбнуться, открыть рот и "покрасить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

    Лошадка.

    Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.

    Вкусное варенье.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизывать верхнюю губу сверху вниз.

    Индюк.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

    Барабанщики.

    Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко отчетливо и многократно повторяя: "д-д-д-д-д-д”, постепенно убыстряя темп.

    Желаем успехов!