Четверг, 28.11.2024, 11:22
Приветствую Вас, Гость

Конспект занятия  по экологии в старшей группе

 «Свойства воздуха»

воспитатель

Тимофеева Ольга Николаевна

 Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, таз с водой, лодочка с дыркой и целая лодочка, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель: (покрутив глобус).  

 Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.

Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).

    А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим)? Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе - это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.

Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста?

 Дети: Северный - ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан.

Воспитатель: Кто живет в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).

Воспитатель: Все кого мы назвали,  живут в океане, скажите, а где живут люди?

Дети:  Люди живут на  земле, т.е. на суше.

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).

Эксперимент «Дождик в стакане» 

Воспитатель: Что это?

Дети: Это стакан.

Воспитатель: В стакане что-то есть?

Дети: Ничего нет. Стакан пустой.

Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?

Дети: В стакане воздух.

Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем. 

Воспитатель:  Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?)

Дети: Вода вытечет, выльется.

Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. атмосферное давление не позволяет воде вытекать.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг -  направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.   Я воздуха не вижу.  А вы  видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»                                   

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха.  Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод:  Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Наблюдение «Воздух легче воды»

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод:  третий секрет воздуха – воздух легче воды.

Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет, он принимает форму того предмета, в котором находится.

Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Воспитатель: Что находится внутри игрушек?

Дети: (воздух).

Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших  игрушках?

(Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой).

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Он надувается.

(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Шар не надувается.

Делают вывод:  четвертый секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре.  (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть?  (Дети, держась за руки, расширяют круг.  Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).

Упражнения повторяют 4-5 раз.

Опыт с лодочками

Перед вами две пластмассовые лодки с пробоиной (с дыркой), другая целая – без пробоины (без дырки). Сейчас мы с вами проверим, утонет ли лодка, если ее опустить на воду. Сначала возьмем лодку без пробоины (без дырки) и опустим ее на воду.

 Воспитатель:  Что происходит с лодкой?

Дети: Она держится на воде, не тонет.

Теперь берем лодку с пробоины (с дыркой) и опускаем на воду

Воспитатель:  Что происходит с лодкой?

Дети: Лодка заполняется водой и тонет.

Воспитатель:  Что же удерживало первую лодку на поверхности воды?

Дети: Воздух.

Воспитатель:  Почему утонула вторая лодка?

Дети: Когда вода вытеснила воздух, лодка утонула.

Делают вывод: Пятый секрет воздуха – вода вытесняет воздух.

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель:  Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет.  (Воздух не имеет запаха).

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

 Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу.  А теперь давайте вспомним, с каким океаном мы сегодня познакомились?

Дети: С воздушным.

Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или не много пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.

Воспитатель: Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?

Вот про эти секреты воздуха вы можете рассказать своим родителям. А наше занятие окончено.

 Список литературы

1.     Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005.

2.     
Дыбина О.В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.     Дыбина О.В.Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006.

4.     Жданова И.К. -Детский географический атлас. Мир и человек. – М.: «Картография» ГУГК,1985.

5.     Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.

6.     Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.