Конспект занятия по экологии в старшей группе«Свойства воздуха»воспитатель Тимофеева Ольга Николаевна Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, таз с водой, лодочка с дыркой и целая лодочка, глобус. Ход занятия: Воспитатель: (покрутив глобус). Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый). А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим)? Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе - это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря. Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу? Дети: Четыре. Воспитатель: Назовите их, пожалуйста? Дети: Северный - ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан. Воспитатель: Кто живет в океане? Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их). Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди? Дети: Люди живут на земле, т.е. на суше. Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы). Эксперимент «Дождик в стакане» Воспитатель: Что это? Дети: Это стакан. Воспитатель: В стакане что-то есть? Дети: Ничего нет. Стакан пустой. Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения? Дети: В стакане воздух. Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем. Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Дети: Да. Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет. (Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?) Дети: Вода вытечет, выльется. Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. атмосферное давление не позволяет воде вытекать. Воспитатель: А что такое воздух? Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные. Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Дети: Нет, не видим, он невидимый. Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями! Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя! Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение» Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух). Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый. Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен? Дети: Да, нужен. Воспитатель: Зачем? Дети: Чтобы дышать. Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз). Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания. Воспитатель: Кому еще нужен воздух? Дети называют объекты живой природы. Воспитатель: Кому не нужен воздух? Дети называют объекты неживой природы. Наблюдение «Воздух легче воды» Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать. Воспитатель: Что вы видели? Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх. Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды? Дети: Пузыри – это воздух. Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха? Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее. Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды. Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму? Дети: Нет, он принимает форму того предмета, в котором находится. Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы. Воспитатель: Что находится внутри игрушек? Дети: (воздух). Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках? (Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой). Воспитатель: Что происходит с шаром? Дети: Он надувается. (Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.) Воспитатель: Что происходит с шаром? Дети: Шар не надувается. Делают вывод: четвертый секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа). Упражнения повторяют 4-5 раз. Опыт с лодочками Перед вами две пластмассовые лодки с пробоиной (с дыркой), другая целая – без пробоины (без дырки). Сейчас мы с вами проверим, утонет ли лодка, если ее опустить на воду. Сначала возьмем лодку без пробоины (без дырки) и опустим ее на воду. Воспитатель: Что происходит с лодкой? Дети: Она держится на воде, не тонет. Теперь берем лодку с пробоины (с дыркой) и опускаем на воду Воспитатель: Что происходит с лодкой? Дети: Лодка заполняется водой и тонет. Воспитатель: Что же удерживало первую лодку на поверхности воды? Дети: Воздух. Воспитатель: Почему утонула вторая лодка? Дети: Когда вода вытеснила воздух, лодка утонула. Делают вывод: Пятый секрет воздуха – вода вытесняет воздух. Наблюдение «Чем пахнет воздух» Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха). Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки. Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла? Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу. А теперь давайте вспомним, с каким океаном мы сегодня познакомились? Дети: С воздушным. Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или не много пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им. Воспитатель: Какие секреты воздуха вы сегодня узнали? Вот про эти секреты воздуха вы можете рассказать своим родителям. А наше занятие окончено. Список литературы 1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005. 2. 3. Дыбина О.В.Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006. 4. Жданова И.К. -Детский географический атлас. Мир и человек. – М.: «Картография» ГУГК,1985. 5. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18. 6. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.
|