Содержание программы. Расширять и обобщать знания детей о характерных явлениях зимней погоды (морозы, снегопады), о деревьях, о жизни птиц и зверей в лесу. Продолжать прививать трудовые навыки и бережное отношение к живому. Развивать способность видеть красивое в зимней природе.
Ознакомление с явлениями в неживой природе. На ежедневных прогулках надо отмечать с детьми погоду: тепло, холодно, светит солнце, идет снег, дует ветер. Если такие наблюдения проводить систематически, то к концу зимы дети сами начинают замечать изменение погоды и в связи с этим изменение качества снега. «Сегодня,― говорят они,― тепло и из снега можно лепить снежки».
Во время снегопада следует дать детям куски темной бумаги и предложить поймать на нее снежинки, чтобы рассмотреть и потом зарисовать их форму. Предложить поймать снежинку на варежку и на руку и проследить, где быстрее растает снежинка и почему; догадаться, почему говорят «снегопад»; прочитать стихотворение И. Познанской «Снег идет».
Наблюдая снегопад в разную погоду, надо обращать внимание на вид снежинок (при сильном ветре лучики снежинок обламываются, летит снежная пыль; во время оттепели снег падает хлопьями, которые состоят из слипшихся снежинок), на белизну свежевыпавшего снега.
В ясный морозный день следует обратить внимание на цвет снега в зависимости от освещения его (на солнце, в тени), образование сугробов, зависимость движения снега от ветра (поземка, метель).
Для закрепления представлений детей о свойствах льда (в мороз вода превращается в лед; лед твердый, скользкий, прозрачный, хрупкий) с их участием замораживают подкрашенную воду и цветными льдинками украшают постройки из снега.
На ежедневных прогулках дети играют со снегом. Лепят снежки, вместе с воспитателем сооружают снежные постройки. Дети подвозят снег на санках, утрамбовывают и катают снежные комья. лепят снеговика и фигурки животных. Во время игр внимание обращают на свойства снега. Так, например, катая с детьми снежные шары и делая из них вал, воспитатель говорит: «Снег сегодня липкий». «А вчера он не был таким»,― замечают дети. «Да, вчера был мороз и снег поэтому рассыпался. Сегодня стало теплее, из снега можно лепить»,― говорит воспитатель.
Зимой эпизодически на утренней прогулке с детьми наблюдают с одного и того же места восход солнца, на вечерней ― заход его, а также появление луны, звезд, обращают внимание на яркое сияние звезд в мороз.
Наблюдения и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят домой затемно) позволяют им сделать вывод, что день зимой короткий, ночь длинная.
Хорошо разучить с детьми отрывок из стихотворения И. Сурикова:
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы
И зима настала.
Когда замерзнут водоемы, проводят экскурсию на пруд (реку), чтобы посмотреть лед и понаблюдать, что делают зимой на замерзшей реке (ловят рыбу, колют лед, катаются на коньках).
Экскурсия на водоем. Перед выходом на экскурсию надо провести небольшую беседу о том, что видели дети на пруду, когда были там в последний раз, сообщить, что они пойдут на пруд посмотреть, каким он стал теперь.
Подойдя к водоему, предложить детям рассказать, что они здесь видят. При наблюдении над тем, как колют лед, обратить внимание на его цвет и толщину; пояснить, что подо льдом вода, там живет рыба. Если водоем промерз и на нем нет проруби, надо расчистить его от снега и дать детям возможность походить и noскользить, чтобы они почувствовали, что лед твердый, гладкий, скользкий. При этом задать вопросы: почему по льду можно ходить? Почему по льду можно кататься на коньках?
Если близко от детского сада нет водоема, детей ведут на ближайший каток или делают его на своем участке. Для этого с их участием заливают дорожку во время мороза водой. Когда вода замерзнет, детям предлагают походить и поскользить по дорожке. Спрашиваю: «Чем заливали дорожку? Куда делась вода?»
Ознакомление детей с явлениями живой природы. На прогулках и экскурсиях организуют рассматривание деревьев и наблюдение над птицами.
Экскурсия в лес (парк, сквер; примерный план)
Экскурсия проводится в хороший, солнечный день.
Подойдя к парку, надо остановить детей, обратить их внимание .на красоту заснеженного парка: «Посмотрите на деревья, как красиво лежит снег на ветках. Посмотрите через ветки вверх. Какого цвета небо? Посмотрите, как блесжит снег на солнце».
Вспомнить летний убор леса: «Что вы видели на деревьях летом? Куда делись листья деревьев?»
Обратить внимание на почки.
Подвести детей к сосне или ели, стряхнуть снег с веток и спросить: «Что вы видите на ветках ели (сосны)? Покажите, где еще растет ель (сосна)».
Предложить детям побегать по лесу, поискать на снегу плоды /деревьев (ясеня, липы), шишки ели (сосны) и собрать их.
Походить с детьми по парку и послушать (можно услышать голос синички).
Занятие заканчивается призывом к детям: «Птицам зимой холодно и голодно. Они прилетают к домам людей. Мы должны заботиться о птицах и подкармливать их».
Воспитание трудовых навыков. В старшей группе детей знакомят с некоторыми процессами выращивания сельскохозяйственных культур. С этой целью воспитателю рекомендуется провести ряд экскурсий (с учетом местных возможностей), например в теплицу, оранжерею и т. д.
Экскурсия в теплицу (примерный конспект)
Программные задачи. Познакомить детей с выращиванием овощей в> теплице зимой. Обогатить их представления о том, что необходимо для роста растений: тепло, свет, удобрения, поливка и т. д. Воспитывать интерес к труду, овощеводов.
Словарь: теплица, огуречная плеть.
Ход экскурсии.
Обратить внимание детей па то, что на улице рано темнеет, холодно. Земля покрыта снегом.
Вопросы детям: какое сейчас время года? Почему в поле, в огороде зимой не растут овощи?
При осмотре теплицы воспитатель задает вопросы: «Почему в теплице так светло? (Стены и потолок стеклянные. Много электрических ламп горит и днем.) Почему в теплице тепло? (Теплица обогревается с помощью паровых труб]) Какие овощи растут в теплице? (Здесь выращивают огурцы.)»
Рассматривание растений. Вопросы детям; какие листья у огурцов? Есть ли цветы на огурцах? Почему стебли ― огуречные плети подвязаны к перекладинам? (Для того, чтобы всем растениям хватало света и чтобы больше можно было вырастить растений на грядах в теплице.)
Наблюдение за работой овощевода. Вопросы детям: что. делает овощевод? (Поливает растения, пропалывает, собирает огурцы и т. д.) Как он поливает растения (рыхлит землю и т. д.)? (Очень тщательно, одинаково хорошо обрабатывает все растения.)
Дежурные продолжают ухаживать за растениями и животными уголка природы: поливают растения, протирают листья; моют кормушки и поилки; режут овощи,, приносят, зерно; под наблюдением воспитателя кормят животных, отливают и доливают воду рыбам; сеют овес на зелень для птиц, чистят клетки (вместе со взрослыми), подкармливают прилетающих на участок птиц.