Содержание программы. По программе требуется, чтобы дети на третьем и четвертом годах жизни различали в натуре и на картинках домашних животных (кошку, собаку, лошадь, корову, козу, кур), называли их, указывали несколько внешних признаков этих животных, узнавали и называли детенышей их.
Дошкольников второй младшей группы учат наблюдать за повадками домашних животных (что они едят, как передвигаются, какие у них голоса), приучают заботиться о них, доброжелательно относиться к ним.
Наблюдения над домашними животными. Основным способам ознакомления с домашними животными служат кратковременные, но многократно повторяемые наблюдения над ними на прогулках.
Так, например, можно предложить детям обеих групп понаблюдать, как курица разгребает землю; послушать, как она созывает цыплят, как они пищат. Воспитатель поясняет, что курица-мама нашла зернышки и зовет своих деток-цыплят, чтобы они поели. Дошкольники в течение 5―7 минут наблюдают. После этого воспитатель спрашивает: «Какая курица? Какие цыплята? Как зовет курица цыплят? Как цыплята пищат?»
Наблюдения за курами (с детьми младших групп)
Дети во время прогулок неоднократно видели кур. Убедившись, что все они различают петуха и курицу, воспитатель на одной из прогулок показывает им характерные особенности петуха.
— Посмотрите, что у петуха на голове,― говорит он детям.― Какой красивый красный гребешок. А хвост-го какой большой!
Этими словами внимание детей задерживается на внешнем виде петуха. Затем они слушают, как поет петух.
На следующей прогулке воспитатель сообщает, что у кур есть глаза, что они видят.
— Смотрите, дети я брошу крошки в сторону, а куры увидят и побегут к ним. Теперь я положу крошки у ваших ног, пусть куры прибегут к вам близко, а вы присядьте и посмотрите, где у них глаза.
На третьей прогулке воспитатель обращает внимание детей на окраску кур; показывает, где они живут, кто за ними ухаживает; учит, как надо созывать их.
Наблюдать коров, лошадей и коз лучше летом на пастбище. Надо обратить внимание детей на рога; послушать, как мычит корова, ржет лошадь и прыгает коза; установить, что они едят, как доят коров и коз.
Мелких домашних животных ― кошку, собаку ― можно пронаблюдать на занятиях в комнате.
Наблюдение за кошкой (во второй младшей группе)
Программный материал. Внешний вид кошки, как ест, как играет. Словарь: лакает, шерсть густая, мягкая, мурлычет, лапы, усы. Ход занятия. Воспитатель приносит в группу кошку.
— Это кошка,―говорит он.― Посмотрите, дети, какая она красивая: вся серая с черными полосами. Ее можно погладить, она не укусит. (Гладит кошку.) У нее густая и мягкая шерсть. А поглядите, какие у нее на мордочке большие усы.
Воспитатель постепенно обращает внимание детей на особенности внешнего вида кошки. Дети отмечают, что у нее есть голова, уши, глаза, нос, рот. Потом разглядывают ее ноги, лапы, хвост. Воспитатель называет отдельные части тела животного.
Когда дети уже достаточно ознакомились с внешним видом животного, воспитатель дает ей молоко. Увидя блюдце с молоком, кошка начинает мяукать. Ребята радостно отмечают, что она просит молоко. Внимание детей обращают на то, как кошка лакает молоко своим длинным языком, как будто поддевает его ложечкой и отправляет в рот.
Когда животное кончит есть, воспитатель опять гладит и ласкает его. Сытая кошка начинает мурлыкать.
— Это она поет,― говорят дети.
— Это она мурлычет,― уточняет воспитатель.
На следующем занятии воспитатель кормит кошку мясом. После этого он показывает детям, как кошка играет с бумажкой и пустой катушкой.
Дети наблюдают движения у кошки, как она затаивается, как прыгает, как хватает лапами и зубами бумажку.
Аналогичные наблюдения воспитатель организует над собакой.
Рассматривание картин из серии «Домашние животные»: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Куры» ― проводится для уточнения конкретных представлений детей и расширения запаса слов.
На основе живых впечатлений, полученных при наблюдении животных, легко привлечь внимание детей к изображениям на картинах. При рассмотрении последних воспитатель уже не описывает животное, а ставит вопросы. Ниже приводится пример занятия с картиной. По такому же плану можно построить работу с картинами по всем домашним животным.
Кошка с котятами (примерный план занятия в младших группах по картине)
После того как дети наблюдали живую кошку, воспитатель, показывая картину, спрашивает: «Кто изображен на картине? Что делает кошка? Кто лежит рядом с кошкой? Как кошка мяукает?»
Детям второй группы можно задать еще следующие вопросы: какого цвета лапки у кошки? Какого цвета хвост у кошки? Что у кошки на голове, на мордочке? Что делает серый котенок? (Показать его.) Из чего серый котенок лакает молоко? Как котенок лакает молоко? Какого цвета этот котенок? (Показать на картине.) Что он трогает лапкой? Какого цвета клубок? У кого дома есть кошка? Как кошка мяукает? Как котенок мяукает?
После рассматривания картины воспитатель предлагает про-< слушать рассказ о кошке с котятами.
У кошки Мурки есть котята. Она лежит на коврике и смотрит на своих котят. Серенький котенок лакает молоко из тарелки, рыженький котенок прыгнул и опрокинул корзинку с клубками ниток. Клубки выкатились из корзинки, и рыженький котенок стал играть синим клубком. Черный котенок с белыми полосками свернулся около кошки и уснул. А кошка смотрит на котят и мурлычет: «мур-мур».
Дидактические игры. Для закрепления знаний о голосах животных и обучения правильному произношению звуков проводят дидактические игры «Кто как кричит?» (в первой) и «Угадай, кто в домике живет» (во второй младшей группе).
Кто как кричит? (игра в первой младшей группе)
Оборудование занятия: игрушки ― кошка, собака, петух, курица, цыплята, автомобиль ― или картинки с их изображениями.
Ход занятия
— К нам в гости пришла кошка и мяукает; «мяу-мяу». Как мяукает кош-щ? (Дети повторяют.)
Села кошка, к ней прибежала собачка и лает; «ав-ав-ав». Как лает собачка? (Дети повторяют.)
Вот подошел к собачке и кошке петушок да как закричит: «ку-ка-ре-ку». Как закричал петушок? (Дети повторяют.)
Пришла курица-наседка и зовет своих цыплят: «ко-ко-ко». Как зовет цыплят курочка? (Дети повторяют.)
Прибежали цыплята и пищат «пи-пи-пи». Как пищат цыплята? (Дети повторяют.)
Мимо дома едет автомобиль, Он гудит; «би-би-би». Как загудел автомобиль? (Дети повторяют.)
Петушок испугался и убежал, курочка и цыплята испугались и убежали. Собака и кошка тоже испугались и убежали.
Игры с картинками. С детьми второй младшей группы можно провести один из вариантов игры «Где мама?» (автор Е. И. Грызлова, рисунки Д. В. Горлова, стихи О. И. Высоцкой).
Опишем одну из возможных игр, закрепляющую представления дошкольников о домашних животных и их детенышах.
Детям раздают карточки с изображением животных. Карточки с изображением их детенышей складывают в стопку. Воспитатель берет карточку из стопки, показывает детям, описывает изображенного на ней молодого животного или читает стихи о нем. Тот, у кого картина взрослого животного, должен назвать его и показать.
Участие детей в кормлении животных. Чтобы дети имели представления о питании животных, воспитатель кормит при них кур, кошку, собаку.
Во второй младшей группе воспитатель привлекает к кормлению детей. Они приучаются к заботе о животных.