Визит к врачу - это тоже подготовка к школе
Для оздоровления будущего ученика за год-два до определения в школу надо обязательно показать его не только участковому педиатру, но и врачам узких специальностей. Осмотр ребенка перед поступлением в школу врачами-специалистами поможет выявить различные, на первый взгляд скрытые отклонения в состоянии здоровья. Повышенную нервность ребенка обнаружитневропатолог, нарушения в произнесении слов, заикание -логопед. Очень важно исправить дефекты речи до школы, так как, если их вовремя не исправить, в дальнейшем они отрицательно скажутся на контактах ученика с учителем и одноклассниками, могут привести к замкнутости ребенка, будут мешать ему хорошо учиться, особенно по русскому языку. Исправлением речи занимаются логопедические кабинеты детских садов и поликлиник.
Особое внимание надо обратить на состояние носоглотки. Если будет выявлена какая-то патология, есть время для тщательного лечения у отоларинголога.
Начальные формы отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата могут быть выявлены врачом-ортопедом. Их исправлением занимаются кабинеты лечебной физкультуры. Очень благоприятное действие оказывают танцы и плавание.
Если при проверке слуха окажется, что он понижен, нужно до начала учебного года пролечить уши у врача-сурдолога. При неполном восстановлении слуха следует предупредить об этом учителя, чтобы ребенку было оказано соответствующее внимание.
Очень важно проверить зрение у окулиста. Если окажется, что ребенку нужны очки, приобрести их следует
заранее, чтобы он до начала учебы успел к ним
привыкнуть.
Необходимо побывать и у зубного врача. Больные зубы - серьезный очаг инфекции, и если они есть, надо их пролечить.
Гигиена органов дыхания и речи
У детей пяти - семи лет слизистые оболочки верхних дыхательных путей и голосовые связки очень нежные, легкоранимые, обильно снабжены кровеносными сосудами. Поэтому в этом возрасте, так же как и в младшем дошкольном, дети часто страдают от насморка, воспаления гортани, бронхов, легких. Евстахиева (слуховая) труба, связывающая полость носа и глотки, остается короткой и широкой, вследствие чего инфекция из носа, больных зубов легко проникает в глотку и даже в полость среднего уха, вызывая отит.
Большую роль в профилактике заболеваний органов дыхания и речи играет правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и вредных примесей, согревается и увлажняется. Этого не происходит при дыхании через рот. Кроме того, при дыхании через рот нарушается естественный ритм дыхания (вдох в два раза короче выдоха), его глубина, что может привести к головным болям, утомляемости и даже задержке умственного развития.
Если ребенок постоянно дышит через рот, его необходимо показать врачу для выяснения причин неправильного дыхания и последующего лечения.
Для предохранения органов дыхания от заболеванийнеобходимо научить детей избегать резких колебаний температур воздуха и пищи (после горячего не пить холодное, не кричать на улице, не стоять на сквозняке, не находиться в сырых, холодных, пыльных помещениях и др.). Чтобы не перенапрягались голосовые связки, нужно научить детей разговаривать спокойным голосом, не кричать, петь без напряжения. Дети шестого года жизни вполне способны запомнить и выполнять эти правила.
Для укрепления мышц гортани и голосовых связокрекомендуется предложить детям простые и доступные упражнения: пускать мыльные пузыри, выдыхать воздух через соломинку в стакан с водой, сдувать фантики со стола - "кто дальше?", можно использовать губную гармошку. Если у ребенка проблемы с бронхами или легкими, рекомендуется игра на блокфлейте. Великолепным упражнением является смех. А потому, уважаемые родители, возьмите за правило ежедневно читать детям юмористические рассказы, кстати, это не только смешно, но и очень полезно!
Эффективность перечисленных упражнений заключается в том, что происходит задержка дыхания и кровь насыщается углекислым газом, который необходим организму не меньше, чем кислород, диафрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) активно работает и проводит массаж внутренних органов, к которым в результате этой работы притекает большое количество крови. Усиленный кровоток снабжает органы питательными веществами и уносит продукты распада, что весьма полезно для здоровья.
Великолепный эффект дает пение. Во время пения не только укрепляются мышцы гортани и голосовые связки, но и развивается фонематический слух, который играет немаловажную роль для правильного произнесения звуков,особенно при изучении иностранного языка, - ребенок говорит то, что слышит. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был успешен в изучении иностранного языка, запишите его в хоровую студию. Занимаясь в хоре, будущий школьник не только научится петь, но и приобретет навыки общения со сверстниками, что очень пригодится в школе. Если обратиться к истории, можно заметить, что все певцы долго живут и сохраняют бодрость духа и твердость ума до глубокой старости.