Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример (собственное отношение к музыке), совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, радиопередач, песен в грамзаписи, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше чем только родственная.
Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки – тогда ребенок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника.
Музыкальные игрушки:
- Колокольчики
- барабан, бубен
- дудочка
- металлофон, муз. шкатулка, шарманка
До-ре-ми: развиваем музыкальные способности
Процесс занятий с крохой музыкой подразумевает развитие чувства ритма, музыкального слуха, а также речи, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук и координации движений. Конечно, обучения в игровой форме больше всего нравятся малышам. Изучая животных, покажите ему картинку с изображением щенка и взрослой собаки и спросите, как они «говорят». Обязательно прокомментируйте ответ: «Щенок скулит звонко, а взрослая собака лает более грубо, низко». Или другой пример: «Как жужжит жук? - глухо. А как пищит комарик? - тонко, высоко». При этом можно показать рукой контрастность звуков: высоко - поднять ладошку вверх на вытянутую руку, низко - опустить руку. Для освоения звуков также можно использовать колокольчики, бубны, бутылочки и баночки, наполненные различными крупами, камешками, мелкими деталями. Проследите, чтобы они были плотно закрыты и содержимое не рассыпалось. Ритм мелодии можно осваивать с помощью хлопков или топанья ножками. Показав, как это делается, на громкий звук, хлопая в ладоши и усиливая интонационно и голосом, кроха, прочувствовав, повторит ваши действия. Попросите ребенка самостоятельно отстучать ритм.
Очень четко с раннего возраста ребенок определяет характер музыки. Если она веселая, задорная, он тут же пускается у мамы на руках вприсядку, если тихая, мелодичная - притихает. При прослушивании музыки с детками постарше необходимо уточнять детали звучания песни, мелодии. Пусть ребенок, услышав мелодию, извещающую о приходе на мамин телефон смс, расскажет о ней - веселая, грустная, тихая, громкая.
Не обязательно сидеть на стульчике, вслушиваясь в звучание, можно и нужно танцевать, скакать мячиком-непоседой или кружится листочком на ветру. Мотив и слова первых разучиваемых детских потешек, песенок лучше выбирать незатейливыми и простыми, чтобы маленькому человечку было проще запомнить. Полезной будет предварительная беседа та тему песни, показ картинок, пение самих родителей, что, несомненно, заинтересует малыша и ему захочется повторить за вами. Тогда и слова легко запомнятся и освоение мелодии не вызовет больших затруднений. И даже если малыш поет что-то не так, не перебивайте его, ведь он только учится. Когда в вашем арсенале музыки уже будет запас песенок, поиграйте в угадывание мелодии. А также сочиняйте их сами. Это очень весело. Например, положите на музыку стишок, выученный ребенком. Или создайте домашний оркестр, используя в роли инструментов крышки от кастрюль, лотки, фломастеры. Поначалу это будет мало напоминать мелодичные перезвоны, но в любом деле главное - терпение!