ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Уважаемые родители, наступает очень важное время для ваших детей и для вас.
Сравнительно недалёк ещё тот период, когда вы ожидали рождения вашего ребёнка,
когда, почувствовав первые схватки, отправились в роддом и вместе с врачами
помогали родиться на свет вашему ребёнку. Согласитесь, это было так недавно!?
Тогда вы делали всё, что зависело от вас! Вы старались быть максимально
усердными, чтобы ребёнку было комфортно и уютно в этом новом для него мире. Я
не случайно привела в пример этот период вашей жизни.
Та ситуация, в которой пребываете вы и ваш ребёнок сейчас, аналогична
ситуации рождения Разница здесь лишь в том, что тогда ребёнок рождался, как
отдельное физическое существо, а сейчас он рождается как социальное существо.
Как и тогда, в момент своего первого (физического) рождения, его снова отделили
от чего-то тёплого, родного, привычного. И это очень сильный стресс для
ребёнка.
Ребёнок считает, что, когда мама исчезает из поля его зрения, она исчезает
навсегда. Он не понимает, что будет «потом» и мам придёт. Для него существует
только «сейчас», только здесь и теперь» И в этом «сейчас» нет мамы. Существуют
данные, которые говорят. что во время переживания отсутствия мамы ребёнок
испытывает стресс, равносильный тому, который испытывает человек, падая с небоскрёба…
Ощутили?!! Это вам не просто капризы, а самый настоящий страх, ощущение
брошенности, незащищённости. И поэтому, как бы мы ни готовили
ребёнка к поступлению в детский сад, всё равно в первые дни он находится в
состоянии стресса.
У некоторых может возникнуть мысль: «Может не стоит тогда так травмировать
ребёнка?» «Может подождать, пока подрастёт?» Это будет ошибкой, - уверяю вас.
Чем взрослее дети, тем сложнее они адаптируются. (Это первый довод). А
второй довод заключается в следующем – ребёнку старше трёх лет для
полноценного развития нужны сверстники. Поэтому изменения неизбежны.
Какие же изменения ждут ребёнка:
·
отсутствие родителей в течение почти 9 часов
·
новое помещение
·
строгий режим дня
·
непривычные условия сна
·
непривычная пища
·
новые требования к поведению
·
постоянный контакт со сверстниками
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него
стрессовую ситуацию. Поэтому очень важно правильно организовать
мероприятия по входу ребёнка в первый для него большой социум. Очень
многое зависит, от того, какие условия будут созданы для ребёнка в учреждении.
Но огромная роль в благополучии протекания адаптации принадлежит и семье.
Так же как и в первые дни появления ребёнка на
свет вы делали всё, что зависело от вас для его благополучия, так и сейчас –
ваша помощь будет ему очень нужна.
У некоторых родителей бытует такое мнение, что до 3х лет они
«выняньчились» с ребёнком, а теперь дело за дошкольным учреждением –
пусть воспитывают, развивают. А родителям пора работать, зарабатывать деньги,
заниматься собой. Это иллюзия. Ваш ребёнок на каждом этапе своей жизни будет
нуждаться в вашем активнейшем участии, а вам придётся научиться распределять
свои силы между работой, домом, друзьями и делами вашего ребёнка.
Родительство требует от человека больших энергетических затрат и
личностной зрелости)
Считается, что существует три основных модели приспособления человека
к среде:
·
творческий стиль
·
конформный стиль
·
избегающий стиль
Творческий стиль предполагает активную позицию человека. Он не просто
приспосабливается к условиям среды, пассивно принимает их, а творчески
преобразует эти условия, диктует среде какие-то свои условия.
Конформный стиль – это просто привыкание, пассивное принятие условий
среды.
Избегающий стиль – это когда человек пытается игнорировать требования
среды, не хочет или не может приспособиться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, а наименее оптимальным
- избегающий.
Дети очень по-разному проходят этот непростой период.
Длительность адаптации зависит от многих причин:
·
от особенностей высшей нервной деятельности
·
от общего состояния здоровья
·
от возраста
·
от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы
·
от разницы в методах воспитания
Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к
новой среде на уровне лёгкой адаптации.
Родителям очень важно научиться взаимодействовать с ребёнком не только на
эмоциональном уровне, но и предлагать ему деловое общение по поводу игрушек.
Нужно помочь ребёнку перейти к новой форме общения – ситуативно-деловой. Это
очень облегчит ему вхождение в социум. Помимо этого –сформированные
навыки самообслуживания будут подспорьем для ребёнка в трудное для него
время. Взрослые должны в это время помогать ребёнку сбрасывать возникающее у
него психологическое напряжение, владея набором методов для этого. (Об этом в
следующий раз)