Животные. В старшей группе при повседневном наблюдении дети знакомятся с разновидностями золотых рыбок, с птицей, наземным животным, наблюдают за их поведением.
В качестве примера проведем цикл наблюдений за птицей.
В начале года воспитатель знакомит детей с птицей, которая содержится в уголке природы, сообщает ее название, напоминает правила поведения возле клетки.
Наблюдение 1. Как ухаживать за птицей. Воспитатель один раз показывает последовательно все операции, затем отрабатывает их с каждой парой дежурных. Целесообразно ввести четкое разделение обязанностей между дежурными: один выполняет уборку, другой — кормление (дежурят не менее двух дней, возможен обмен обязанностями между детьми). За птицей надо ухаживать каждый день. Она не может долго оставаться без корма и воды, поэтому кормят ее и убирают клетку обязательно с утра. В определенном порядке надо делать следующее: вынуть все из клетки (кормушку, поилку, поддон); выбросить остатки корма; залить посуду водой; просеять песок, имеющийся на поддоне (или сменить его); вымыть посуду птицы, приготовить корм: натереть морковь, нарезать яблоко, яйца и пр.; положить корм в кормушку; налить чистую воду в поилку; последовательно и осторожно поставить все в клетку: поддон, кормушку, поилку.
Наблюдение 2. Внешний вид птицы. Наблюдение проводится в сравнении: дети пользуются представлениями о птицах, за которыми ухаживали в средней группе. Воспитатель задает вопросы: чем различаются птицы? Как они отличаются по окраске? И т. д. Говоря об отличии птиц, наблюдаемых в средней и старшей группах, дети должны указать на размер, форму и окраску отдельных частей тела. На вопрос, чем похожи птицы, дети должны ответить: «Тем, что у нее тоже 2 ноги, 2 крыла, клюв, тело покрыто перьями, она может летать и клевать».
Задание для самостоятельного наблюдения. Предложить детям посмотреть, как купается птица, любит ли она делать это. После нескольких наблюдений воспитатель обсуждает с детьми результаты.
Наблюдение 3. Какие ноги у птицы? Ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями. В нижней части — без перьев, покрыты чешуйками. На ногах 4 длинных и тонких пальца: 3 из них направлены вперед, 1 — назад1. На пальцах тонкие, загнутые, острые когти. Все пальцы широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво. Пальцы могут сгибаться, ими птица легко обхватывает жердочку или тонкую ветку. При помощи когтей она крепко удерживается на толстых ветках, жердочках.
Во время наблюдений можно задать детям вопросы: зачем птице ноги? Вы заметили, что у птицы один палец на ноге направлен назад. Почему это важно для нее? Для чего ей нужны острые, загнутые когти? Почему пальцы широко расставлены? Эти вопросы побуждают детей самостоятельно отыскивать в процессе наблюдения причины особенностей строения ног птицы.
Наблюдение 4. Слышит ли птица? На голове по бокам у птицы есть уши, но их не видно, они под перьями. Птица хорошо слышит все звуки. На звук она поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается. Неожиданных, громких звуков птица боится. Во время наблюдений при полной тишине воспитатель воспроизводит звуки на металлофоне, игрушечной шарманке, дудочке. Дети наблюдают, что в этот момент делает птица. В конце наблюдения он напоминает детям, что возле клетки нельзя шуметь, так как птица боится громких звуков.
Задание для самостоятельного наблюдения. Воспитатель предлагает детям прислушаться к пению птицы и сравнить его с прошлогодним. Подметить, когда она поет: до или после еды, купания, в солнечную или пасмурную погоду.
Задание дежурным для самостоятельного наблюдения. Что птица любит есть? Воспитатель предлагает дежурным класть много разного корма, а на следующий день смотреть, что съедено полностью, а что осталось. Это надо для того, чтобы выяснить, что птица любит, а что ест менее охотно.
Задание следует дать последовательно 2—3 парам дежурных, которые будут проверять разные виды кормов. Затем со всей группой детей можно устроить обсуждение, на котором дежурные должны рассказать, что они наблюдали. Воспитатель помогает детям сделать вывод, что любит и что не любит есть их птичка. Предлагает в дальнейшем давать ей больше любимого ею корма.
Наблюдение 5. Как птица отдыхает и спит? Птица отдыхает, сидя на жердочке и крепко обхватив ее пальцами. Перья на теле она распушает, глаза закрывает, спит на жердочке. Во сне крепко держится за палку, поэтому никогда не падает. Засыпая, она прячет голову под крыло. Устраивается на сон с наступлением темноты, а просыпается засветло. Наблюдение следует проводить в осенне-зимний период, когда сумерки наступают рано. Не зажигая света, дети могут посидеть возле клетки в полной тишине и понаблюдать за птицей. Во время наблюдения воспитатель шепотом может давать пояснения.
Наземными животными, постоянно живущими в уголке природы старшей группы, могут быть хомяк, белка, черепаха. В повседневной жизни за ними, как за рыбами и птицами, проводятся систематические наблюдения, которые помогают узнать особенности внешнего облика и некоторые формы поведения животного.