Воскресенье, 24.11.2024, 18:40
Приветствую Вас, Гость

Очень часто мы слышим такое высказывание родителей и других взрослых, которые окружают малыша: "Я учу ребенка говорить", "Я учу ребенка есть" и пр.

Все взрослые почему то забывают, что ребенок такой же активный участник взаимодействия, как и взрослый. Ребенок слушает, смотрит, наблюдает за происходящим вокруг него, двигает руками, ногами, трогает предметы, рассматривает их, пробует на вкус, бросает, подтягивает к себе, пытается озвучивать происходящее и делает многое другое. Он исследует окружающее его пространство. Взрослые же интуитивно организуют пространство вокруг малыша, которое помогает ему узнавать этот мир. В комнате, где находится малыш, всегда много игрушек, детская мебель, приспособления для лазания и другие.

Поэтому, когда мы говорим, что учим ребенка, мы должны иметь в виду: обучение - это активный процесс, в котором участвуют двое - взрослый и ребенок. Мы не можем заставить ребенка учиться больше, чем он может. Мы можем предоставить ему возможность и благоприятное окружающее пространство, которое будет стимулировать развитие ребенка и в том числе развитие речи. Что и делают все родители.

Мы можем учить ребенка, но нельзя научить его, ребенок обучается различным навыкам и умениям сам.

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Ребенку нужны игрушки, чтобы он играл и обучался новым навыкам. Игрушки должны быть интересными, достаточно сложными, чтобы расширять его умения и навыки. Но, в то же время, игрушки не должны быть слишком сложными, чтобы приобретение новых навыков не стало для ребенка непреодолимым препятствием. Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту ребенка, его пониманию, возможностям и уже приобретенным умениям и навыкам. Известно, что детям легче учиться на чем-то знакомом, на знакомых игрушках и игровых материалах. Просто малыши пытаются делать что-то новое, более трудное с уже знакомыми для них игрушками.

Родители, предлагая детям игрушки, часто и не подозревают, какие функции могут выполнять игрушки, и насколько они важны для развития ребенка. Они это делают интуитивно и почти всегда верно.

Многие специалисты (логопеды, психологи, двигательные терапевты), которые занимаются с детьми раннего возраста от рождения до трех лет, используют в своей работе приблизительно одни и те же игрушки, которые способствуют развитию мелких и крупных движений, развитию речи, зрительному и слуховому восприятию. Ниже мы приводим краткий список игрушек. Большинство игрушек и основная масса игрового материала есть и у вас дома. Не следует, прочитав этот список, идти в магазин и закупать все игрушки, приведенные в списке.

Игрушки, которые используют специалисты:

- Звучащие игрушки (погремушки, пищалки и т.п., издающие звуки разной частоты)

- Игрушки (предметы) из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, из ткани, вязаные, металлические и т. п.

- Наборы игрушек животных и птиц для звукоподражания (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.)

- Мыльные пузыри

- Большие и маленькие мячи

- Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и т. п. (для изучения формы и размера)

- Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки

- Заводные игрушки

- Маленькие зеркала

- Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т.п.)

- Детское лото, разрезные картинки

- «Цветовые фоны» - для изучения основных цветов

- Пластилин и формочки для формирования из него фигурок

- Шнурки, бусы (крупные, пластмассовые и деревянные)

- «Центры активности» (плоские и объемные, на поверхности которых расположены звонок, зеркало, колечко, вращающийся шарик и др.)

- Мягкие игрушки

- Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки)

- Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками

- Разноцветные кубики разных размеров

- Ящик с отверстиями разной формы для опускания фигурок

- Игрушки на причинно-следственные связи (потянул, нажал - получил эффект)

- Деревянные молотки и доски с прорезями для забивания деревянных колышков

- Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки

- Машинки разных размеров разных моделей (легковые, грузовые, пожарные, краны и т.д.)

- Машинки разборные (типа «Лего» с небольшим количеством деталей)

- Конструкторы

- Краски пальчиковые

- Куклы, кукольная мебель, посуда

- Набор формочек для игры с водой и песком

- Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть

- Игрушечный телефон

- Прозрачные банки с крышками

- Лабиринт и труба для лазания

- Кукольные коляски

- Матрешки

- Набор "медицинских" игрушек

- "Страшные звери" - динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п.

- Погремушки в форме булавы и гантели, такие которые удобно брать в руки, в т. ч. мягкие

- Контрастные, черно-белые игрушки с различным звучанием (погремушки, барабаны, пищалки, свистки)

- Игрушки с черно-белыми полосами (раскраска в виде периодических решеток различной частоты)

- Светящиеся предметы или игрушки различной интенсивности (фонарики, лампы, светильники)

- Елочная мишура или другие блестящие предметы и игрушки

Мы приводим это список игрушек, чтобы показать вам, что специалисты, которые занимаются с детьми раннего возраста до 3 лет, тоже пользуются игрушками и игровыми материалами для обучения детей различным навыкам и умениям.

Все игрушки можно использовать по-разному – в зависимости от того, чему вы хотите учить ребенка, предлагая ему ту или иную игрушку. Разные специалисты используют одинаковые игрушки для достижения разных целей. Например, «машинка». Ее используют в своих занятиях с детьми и логопед, и педагог, и психолог, и физический терапевт. Вот некоторые варианты игры с машинкой:

  • ее можно просто катать по полу
  • можно скатить с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т. п.
  • можно закатить машинку под арку, которую легко соорудить из больших кубиков, или использовать большой или маленький стул, затем доставать ее из-под стула
  • можно положить в машинку кубик или посадить игрушечную собачку и перевозить их в другое место
  • можно столкнуться машинкой с кубиком «сделать аварию» и произносить «бах, упала» (такие аварии очень нравятся малышам, они начинают повторять это по много раз)
  • можно играть с машинкой вдвоем, катать ее друг другу…

Играя с машинкой, ребенок развивает крупные и мелкие движения (крупную и мелкую моторику), координацию движений, учится произносить звуки и слова, учится играть по очереди, что важно в будущем для общения, учится ожидать, выполнять инструкции.

С одной только машинкой вы можете придумать еще с десяток разных действий и игровых ситуаций. И все они будут способствовать развитию малыша.

Все действия с игрушками необходимо озвучивать. Это помогает ребенку понять, что разные слова обозначают определенное предметы и действия. Но нельзя забывать о том, чтобы делать паузы в речи, чтобы давать возможность ребенку самому произносить звуки, слова.

Все малыши хорошие имитаторы. Они повторяют за взрослыми их действия, звуки, слова и таким образом обучаются различным навыкам и речи.

Хвалите ребенка за успехи в игре, взаимодействии, речи. Когда ребенок ощущает себя успешным, он будет стремиться к тому, чтобы овладеть новыми умениями и навыками и таким образом продвигаться в своем развитии.

(выдержка из книги В. П. Балобановой, О. С. Жуковой «Ребенок учится говорить»)