РАСПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первые 10 дней. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое, прерывное слежение). Вздрагивает и мигает при резком звуке.
18-20 дней. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). Затормаживается при сильном звуке.
1 месяц. Плавно прослеживает движущийся предмет. Сосредоточивается, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца. Длительно зрительно сосредоточивается – смотрит на привлёкший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Совершает ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. Повторно произносит некоторые звуки.
3 месяца. Зрительно сосредоточивается в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке) проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твёрдую опору ногами. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
4 месяца. Узнаёт маму (радуется). Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Во время бодрствования часто и легко проявляет «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Развитие движений то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Гулит. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.
5 месяцев. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых). Узнаёт голос мамы или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращённой к нему речи. Чётко берёт игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Подолгу певуче гулит. Ест с ложки полу-густую и густую пищу.
6 месяцев. По-разному реагирует на своё и чужое имена, свободно берёт игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьёт из чашки небольшое количество жидкой пищи.
7 месяцев. Стучит игрушкой, размахивает ею, перекладывает, бросает и т.д. хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). На вопрос: «Где?» - ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Пьёт из чашки.
8 месяцев. Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.). сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер. На вопрос: «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например: «ладушки», «дай ручку» и др. громко, чётко и повторно произносит различные слоги. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев. «Совершает» плясовые движения под плясовую мелодию. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.). Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос: «Где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местонахождения. Знает своё имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
10 месяцев. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с неё. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. По инициативе взрослого выполняет игровые действия и движения («сорока-сорока», «прятки» и др.). подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых ещё нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретённые в 9 месяцев.
11 месяцев. Овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (ставит кубик на кубик, снимает и надевает на кольца с большими отверстиями на стержень). Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные игрушками (кормит собачку и др.). появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др.). произносит первые слова – обозначения, например: «ав-ав», «кис-кис», первые глаголы – «дай». Умения и навыки закрепляются.
12 месяцев. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика не только по образцу, но и по слову взрослого). Узнаёт на фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия, разученные с одним предметом на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, зайку и др.). Ходит самостоятельно без опоры. Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей. Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай мне», «положи на место» и др. Понимает слово «нельзя» (прекращает действие). Понимает некоторые слова в речи взрослого, имеющие обобщённый характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками. Легко подражает новым слогам. Произносит 6 – 10 облегчённых слов.
Итак, вы уже убедились, в том, что каждый месяц первого года жизни обладает самоценностью и предполагает очень важные условия для физического и психического развития малыша. Без достижений этого года дальнейшее освоение новых умений и навыков будет затруднено. Поэтому, учитывая всё выше сказанное, у вас есть возможность самостоятельно проверить, правильно ли формируется тело и психика вашего ребёнка, овладел ли он необходимыми навыками и умениями.